Меркурий - планета ближайшая к Солнцу

Первая глобальная карта поверхности Меркурия

15 декабря 2009 на осенней сессии Американского геофизического общества, проходившей в Сан-Франциско (Калифорния, США) научная группа проекта Messenger вместе с картографами из Геологической службы США представила общественности первую глобальную карту Меркурия в высоком разрешении, составленную на основе пролетов планеты американскими КА Mariner 10 (1974-1975 гг.) и Messenger (2008-2009 гг.).
     Топографическая карта Меркурия поможет специалистам более тщательно спланировать выход «Мессенджера» на орбиту вокруг планеты и определить критически важные объекты на ее поверхности, которым будет уделено особое внимание при съемке в ходе исследований Меркурия с орбиты. По плану Messenger должен выйти на орбиту вокруг Меркурия в марте 2011 г.
     Полная карта появилась в фотогалерее на официальном сайте проекта еще в октябре 2009 г., вскоре после сентябрьского пролета, но была выложена в низком разрешении. А теперь не только ученые всего мира, но и любители космонавтики смогут увидеть равнины и низменности, кратеры и горные гряды самой близкой к Солнцу планеты. Карта охватывает 97.7% от общей площади поверхности планеты и выложена в разрешении 0.5 км на элемент изображения; подробно с ней можно ознакомиться здесь: http://www.mapaplanet.org.
     В работе по составлению мозаичной карты активное участие принимали эксперты по картографии из Научного центра астрогеологии Геологической службы в г. Флагстафф (Аризона) и специалисты Университета штата Аризона и Лаборатории прикладной физики (APL) Университета Джонса Хопкинса.
     «Процесс создания подобных мозаик на первый взгляд может показаться довольно простым, - говорит член научной группы Messenger Марк Робинсон (Mark Robinson) из Университета Аризоны. - Вы просто «склеиваете» отдельные снимки между собой и получаете панорамные изображения. Однако эта деятельность более сложна, если учесть, что специалисты имеют дело с сериями снимков, выполненных с разными разрешениям (от 100 до 900 м), при разных условиях освещенности (от съемок во время полудня на планете до полных сумерек), при относительной скорости более чем 2 км/с».

ГЛОБАЛЬНАЯ КАРТА ПОВЕРХНОСТИ МЕРКУРИЯ

Если последовательно «сшивать» отдельные снимки, то небольшие ошибки их ориентации, масштаба и совмещения постепенно накапливаются, и полученные фрагменты перестают стыковаться между собой. Поэтому для составления карты была принята следующая технология. На 917 снимках специалисты выбрали в общей сложности 5301 точку привязки, чтобы каждая из них в среднем была более чем на трех снимках; всего было проведено 18834 измерения. Окончательная «сборка» мозаики с использованием контрольных точек проводилась на специальном ПО для интеграции данных камер и спектрометров ISIS.

ГЛОБАЛЬНАЯ КАРТА ПОВЕРХНОСТИ МЕРКУРИЯ

Средняя погрешность сшивки фрагментов составила всего 0.2 пиксела, что соответствует примерно 100 м на местности - и это хороший результат при использовании подобного метода совмещения снимков. Однако одним из главных нерешенных вопросов остается правильная привязка карты к системе координат Меркурия. Как утверждают члены научной группы Messenger, абсолютная погрешность местоопределения на новой карте сейчас составляет около 2 км. И если северный полюс планеты на карте не совпадает с ее реальной осью вращения,то получится эффект «мандарина», когда его корка может быть смещена по отношению к плоду.
     Эту проблему постараются решить после выхода «Мессенджера» на орбиту вокруг Меркурия, когда полюса будут отсняты с хорошим разрешением. Ну а пока процесс составления карты подвиг ученых заняться поиском имен для новых областей и структур на поверхности планеты.