Астероиды - космические лилипуты
Исследование Солнечной Системы - Астероиды и Кометы
Лилипуты
Зонд Dawn
Страница: Миссия зонда "Dawn" (Part #1, Part #2), Первая встреча: Веста (Part #1, Part #2, Part #3, Part #4, Part #5, Part #6);

"Рассвет" (Dawn) на орбите Весты

Американская автоматическая межпланетная станция Dawn («Рассвет») 16 июля 2011 г. вышла на орбиту вокруг Весты - третьего, а может быть и второго по величине астероида Солнечной системы. Она стала вторым в истории искусственным спутником малой планеты* и первым спутником объекта главного пояса между Марсом и Юпитером.

КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ DAWN
* 14 февраля 2000 г. американская АМС NEAR вышла на орбиту вокруг астероида Эрос. Именно она стала первым в истории искусственным спутником малого тела Солнечной системы, а Эрос - седьмым объектом, на орбиту вокруг которого человечество сумело доставить свой аппарат, после Земли (1957), Солнца (1959), Луны (1966), Марса (1971), Венеры (1975) и Юпитера (1995). Восьмым в 2004 г. стал Сатурн, а девятым и десятым - уже в 2011 г. - Меркурий и Веста.
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ DAWN

Этот коллаж показывает сравнительные размеры девяти астероидов, рядом с которыми проходили земные АМС. Предыдущий «рекордсмен» - Лютеция - диаметр 130 км.
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ DAWN

По словам администратора NASA Чарлза Болдена, «исследование Весты является крупным научным достижением, а также первым шагом на пути к будущим пилотируемым миссиям к астероидам. NASA планирует отправить астронавтов к астероиду в 2025 г., и Dawn поможет в подготовке к этой экспедиции».

Исследовать кратер и найти спутники

Согласно расчетам, Dawn оказался на орбите вокруг Весты 16 июля примерно в 05:00 UTC, когда между ними оставалось примерно 16000 км. Точнее момент события указать невозможно, так как пока неизвестна точная масса астероида, а именно от нее зависит момент захвата, то есть падения скорости КА ниже гиперболической для соответствующей точки. Окончательное подтверждение того, что на расстоянии 188 млн км от Земли все пошло по плану, поступило в воскресенье 17 июля в 06:30 UTC.
    Следует напомнить, что запущенный в 2007 г. «Рассвет» поставил летом 2010 г. рекорд по набору скорости на двигателях малой тяги: был обеспечен прирост в 4.3 км/с. Аппарат начинал полет на двигателе №3, с 16 июня 2008 г. шел на ЭРД №1, 4 января 2010 г. переключился на №2, а с 6 декабря вновь использовал №3.
    Незадолго до встречи с Вестой операторам и руководителям проекта пришлось пережить несколько нелегких дней. 27 июня ионные двигатели неожиданно потеряли тягу из-за попадания космической частицы в контроллер №1 электрореактивной ДУ, отвечающий за работу клапанов подачи рабочего тела - ксенона. Зонд автоматически перешел в «безопасный режим», направив антенну в сторону Земли. Нормальная работа КА была восстановлена 28 июня, а еще через два дня он вновь вошел в режим тяги, используя блок управления №2.
    21 марта Dawn «открыл свои глаза» - камеры, инфракрасные спектрометры, детекторы нейтронов и гамма-лучей, чтобы подготовиться к встрече с Вестой. Три дня команда ученых и инженеров обновляла программное обеспечение и тестировала главную камеру аппарата. После этого зонд регулярно отправлял на Землю навигационные снимки, необходимые для коррекции траектории, а по мере сближения с Вестой начал фотографировать и поверхность астероида.
    Первые снимки Весты были получены 11 мая. На момент съемки станцию и астероид разделяли 1.2 млн км, и различить какие-либо детали поверхности было почти невозможно. Но с каждым днем Dawn подкрадывался ближе, и фотографии становились лучше. Начало систематическому картографированию астероида было положено!

Это первое необработанное изображение астероида Веста на фоне звезд. Получено космическим аппаратом Dawn 3 мая 2011 с расстояния в 1,2 млн км. Из-за того, что Веста отражает очень много света, ее размеры на этом снимке значительно преувеличены. На самом деле Веста на этом снимке размером не более 5 пикселей
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ DAWN

Диаметр Весты составляет около 530 км, то есть по размерам она уступает только двум телам главного пояса - Церере, которую недавно отнесли к категории карликовых планет, и Палладе. Веста также самый яркий астероид из всех и единственный, который можно наблюдать невооруженным глазом.
    Первоначальная разведка Весты будет вестись с высоты 2700 км, на которую Dawn должен выйти 11 августа 2011. Аппарат получит множество снимков, которые по своей детальности многократно превосходят те кадры, что можно получить с Земли или при помощи «Хаббла». Также на «Рассвете» задействован картографический спектрометр, который поможет узнать минеральный состав небесного тела.
    После 20 дней работы высоту орбиты АМС понизят до 680 км. В этой части миссии (длительностью 30 дней) Dawn сможет получать стереоснимки астероида, по которым составят точную карту его высот. Будет детально изучена и тепловое излучение Весты.
    Затем зонд снизится до 180-200 км, и тогда период обращения вокруг Весты составит четыре часа. На такой орбите Dawn сможет изучить выбросы, возникающие при ударах космических частиц о поверхность астероида, а также прозондировать его структуру. На этой орбите КА проведет 70 дней.
    Среди задач, стоящих перед зондом, выделим две: детальное исследование южного полушария Весты, где, судя по уже полученным с «Рассвета» фотографиям, находится огромный кратер диаметром 458 км и глубиной 12 км, а также поиск спутников астероида. Камера АМС способна разглядеть на орбите вокруг Весты тела размером вплоть до нескольких метров. Но даже если таковых не обнаружится, есть еще множество интересных вопросов, связанных с историей формирования этого тела: имеет ли Веста железное ядро? Был ли астероид вулканически активным телом? Существует ли на Весте вода, пусть и глубоко под поверхностью?

Данный обзор представляет собой мозаику экваториальной области, состоящей из наблюдений от 24 июля 2011 (5200 км от Весты)
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ DAWN

По мере ухода от Весты на двигателях малой тяги Dawn будет описывать вокруг астероида раскручивающуюся спираль и делать промежуточные «остановки» для новых наблюдений. На отлете солнечные лучи будут падать на поверхность астероида под иным углом, нежели при подлете, так что исследователи рассчитывают выявить на Весте новые топографические детали.
    Уйдя от Весты, межпланетная станция отправится к своей второй цели - Церере, которой достигнет в начале 2015 г. Таким образом, зонд впервые в истории изучит карликовую планету, опередив на несколько месяцев другой аппарат NASA - станцию New Horizons, которая движется к Плутону.
    Трудно было бы найти более интересные цели среди астероидов, чем Веста и Церера. Эти два тела Главного пояса не похожи друг на друга. Церера имеет более сферическую форму, чем Веста и меньшие по размерам астероиды. В ней одной сосредоточена почти треть массы всех астероидов Главного пояса. Предполагается, что поверхность Цереры состоит из смеси водяного льда и гидратированных материалов, таких как глина. А под поверхностью не исключается существование жидкой воды. Так это или нет - зонду Dawn еще предстоит выяснить.
Автор: А. ИЛЬИН, "НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ"