Затерянный мир: в мире карликовых планет
Исследование Солнечной Системы - Карликовые Планеты
Дальний рубеж
Карликовые планеты
Границы Солнечной системы
Дальний рубеж

Карликовая планета Церера

Тем же самым историческим решением IAU от 24 августа 2006 г., которым Плутон «разжаловали» из планет в карликовые планеты, крупнейший астероид Цереру (1 Ceres), наоборот, «повысили в звании». В наше время мало кто помнит, что для Цереры это уже вторая смена статуса: в первые годы после открытия Джузеппе Пиацци (Giuseppe Piazzi) в 1801 г.13 она считалась полноценной планетой, и лишь после того, как в окрестностях ее орбиты обнаружились другие сравнимые по размеру тела, для них придумали общий термин «астероиды». Более крупных объектов в главном астероидном поясе между орбитами Марса и Юпитера уже не откроют - следовательно, Церера может навсегда остаться единственным представителем карликовых планет в этой области пространства. Кроме того, она пока является самым маленьким небесным телом в своей категории: ее экваториальный диаметр равен всего 974 км, полярный диаметр - 910 км, а масса, по последним оценкам, не превышает 9,5х1020 кг.

Цветное изображение Цереры (1 Ceres), полученное космическим телескопом Hubble. Благодаря компьютерной обработке астрономам удалось достичь разрешения порядка 18 км на пиксель и увеличить контрастность, сделав более выразительными детали поверхности карликовой планеты - на самом деле она довольно темная и поглощает 91% падающего на нее солнечного света. Расстояние до Земли во время съемки составляло 1,64 а.е. (245 млн км), угловой диаметр диска Цереры - 0,798". (Original description by NASA)
КАРЛИКОВЫЕ ПЛАНЕТЫ

Церера движется вокруг Солнца по орбите с большой полуосью 2,77 а.е. (414 млн. км) и эксцентриситетом 0,08, наклоненной к эклиптике на 10,6°. Год на ней длится 4,6 земных лет. В средней оппозиции она видна на нашем небе как звездочка 7,4m, что примерно втрое слабее предела видимости невооруженным глазом. Фотоэлектрические наблюдения продемонстрировали незначительные колебания блеска с амплитудой 0,04m и периодом 9 часов 5 минут. Наклон экватора Цереры к плоскости орбиты измерить пока не удалось; вероятнее всего, он не превышает 5°.

Предполагаемое строение Цереры
КАРЛИКОВЫЕ ПЛАНЕТЫ

Несмотря на небольшую массу, Церера имеет форму, близкую к сферической, а ее недра, возможно, прошли стадию расплавления и дифференциации, то есть ее плотное ядро должно быть отделено от сравнительно тонкой и менее плотной внешней мантии. Если хотя бы четверть объема этой мантии приходится на водяной лед, по запасам воды Церера не уступает Земле. Существует гипотеза, что она представляет собой «планетный эмбрион», который остановился в своем развитии из-за мощного гравитационного воздействия со стороны Юпитера, не позволившего «набрать» количество вещества, необходимое для того, чтобы превратиться в планету. Тем не менее, Церере удалось «вырасти» до почти тысячекилометрового размера, а ее масса составляет примерно четверть от общей массы объектов главного астероидного пояса. Все же следует отметить, что, даже если бы она собрала весь «строительный материал» этого пояса, то все равно была бы в 4-5 раз легче Плутона (не говоря уже о Луне и «больших» планетах).

На этой диаграмме орбита Цереры показана голубым цветом, орбиты планет - белым и серым (затемнены участки орбит, лежащие ниже плоскости эклиптики), оранжевый крест отображает положение Солнца. Диаграмма слева вверху - вид из полюса эклиптики, демонстрирующий Цереру в промежутке между орбитами Марса и Юпитера. Справа вверху с большей детализацией показано положение перигелия (q) и афелия (Q) Цереры и Марса. Хорошо заметно, что перигелий Цереры (как и нескольких других крупнейших объектов главного астероидного пояса) по отношению к марсианскому перигелию расположен по другую сторону от Солнца. Диаграмма внизу показывает наклон орбиты Цереры к плоскостям орбит Марса и Юпитера.
КАРЛИКОВЫЕ ПЛАНЕТЫ

Наблюдения в инфракрасном диапазоне свидетельствуют, что поверхность ближайшей карликовой планеты относительно теплая. Полярные области, хуже прогреваемые Солнцем, возможно, покрыты изморозью, выпадающей из крайне разреженной атмосферы. Максимальная температура может достигать 235 К (-38° С). Ультрафиолетовые снимки, сделанные космическим телескопом Hubble, показывают наличие на поверхности темного пятна, которому присвоили имя первооткрывателя Цереры - Пиацци (Piazzi). Его не удалось обнаружить на фотографиях, сделанных в 2002 г. рефлектором Keck с адаптивной оптикой. Более поздние снимки обсерватории Hubble запечатлели загадочное светлое компактное образование. По наблюдениям телескопа Keck в ближней ИК-области спектра, проведенным после 2005 г., были построены первые карты карликовой планеты. По спектральным характеристикам Церера похожа на метеориты типа углистых хондритов, но напоминает также астероиды С-типа: в ее спектрах присутствуют полосы поглощения около 3 мкм, связанные с гидратами различных минералов и гидроксилами, характерными для некоторых астероидов, но отсутствующими в метеоритах.

На четырех последовательных снимках с разрешением 30 км на пиксель, полученных космическим телескопом Hubble с декабря 2003 г. по январь 2004 г., видно изменение положения яркого пятна неизвестной природы на поверхности Цереры вследствие поворота ее вокруг оси на 93°.
КАРЛИКОВЫЕ ПЛАНЕТЫ

Наиболее детально астрономы смогут изучить Цереру после того, как к ней в начале 2015 г. подлетит американский космический аппарат Dawn. Он должен выйти на орбиту вокруг карликовой планеты и провести ее дистанционное зондирование.

Авторы: Анатолий Видьмаченко Доктор физ.-мат. наук, заведующий отделом физики планетных систем Главной астрономической обсерватории НАН Украины, Киев и Владимир Манько