Астероиды - космические лилипуты
Исследование Солнечной Системы - Астероиды и Кометы
Лилипуты
Зонд NEAR
Страница: Миссия "NEAR", Астероид Матильда, Астероид Эрос (Part #1, Part #2, Part #3, Part #4), Посадка (Part #1, Part #2);

NEAR Shoemaker: астероид Матильда

(253) Матильда - астероид главного пояса, который принадлежит к тёмному спектральному классу C. Астероиды этого класса богаты различными углеродными соединениями, которые поглощают большую часть падающего на него света и, тем самым, обеспечивают очень низкое значение альбедо. Матильда один из немногих астероидов, характеризующихся крайне низкой скоростью вращения вокруг оси, время одного оборота для неё составляет 17,4 суток. Он был открыт 27 июня 1884 года австрийским астрономом Иоганном Пализой в Венской обсерватории и назван в честь жены французского астронома Мориса Леви, ставшего впоследствии вице-директором Парижской обсерватории. Название было предложено сотрудником Парижской обсерватории В. А. Лебёфом (фр. V. A. Lebeuf), который просчитал орбитальные параметры Матильды.

Астероид Матильда
Первое изображение поверхности астероида 253 Матильда с борта зонда NEAR. 10:00 утра EDT 27 июня 1997 года с расстояния 1800 километров (1120 миль). Участок поверхности астероида на изображении в ширину 59 км, а масштаб примерно 230 метров (780 футов) на пиксель. Поверхность астероида изрыта кратерами, большая затененная область справа это чаша кратера глубиной до 10 км. Угловатая форма кромки кратера свидетельствует о том, что во время столкновения с поверхности астероида были выбиты большие куски пород. Поверхность астероида очень темная и отражает всего 4% падающего на него света.

Первооткрыватель
JD 2456000.5
Эксцентриситет (e)
0,2665678
Большая полуось (a)
395,773 млн км (2,6455804 а. е.)
Перигелий (q)
290,273 млн км (1,9403539 а. е.)
Афелий (Q)
501,274 млн км (3,3508069 а. е.)
Период обращения (P)
1571,737 сут (4,303 г)
Средняя орбитальная скорость
17,982 км/с
Наклонение (i)
6,74296 °
Долгота восходящего узла (Ω)
179,61903 °
Аргумент перигелия (ω)
157,36574 °
Средняя аномалия (M)
164,33429 °
Физические характеристики:
Диаметр
52,8 км (IRAS) 66 x 48 x 46 км
Масса
(1,033 ± 0,044)·1017 кг
Плотность
1,300 ± 0,2 г/см3
Ускорение свободного падения на поверхности
0,00993 м/с2
0,0436
Средняя температура поверхности
174 К (-99 °C)
АСТЕРОИД МАТИЛЬДА

В 1997 году Матильда стала третьим по счёту астероидом который был изучен непосредственно из космоса с помощью космического аппарата. Американская АМС NEAR Shoemaker, направлявшаяся к астероиду Эрос, с пролётной траектории сделала несколько сотен фотоснимков астероида и на которых легко можно различить множество крупных кратеров.

АСТЕРОИД МАТИЛЬДА
Обилие больших ударных кратеров на поверхности астероида Матильда. Обзор получен на расстоянии в 1200 км от Матильды. Кратеры, усеивающие поверхность астероида, в диаметре достигают от 0,5 км до 30 км. Поверхность вокруг кратеров позволяет предположить, что выброшенное во время столкновения вещество практически сразу падало обратно.

Исследования

Хотя астероид был известен более столетия, новые значимые исследования были проведены лишь в 1995 году, в ходе которых был определён необычно большой период вращения (свыше 17 суток) и установлена принадлежность астероида к углеродному спектральному классу C.

АСТЕРОИД МАТИЛЬДА
Два обзора Матильды. Оба изображения были получены 27 июня 1997 года.
Астероид Матильда

Но настоящий рывок в изучении Матильды был сделан чуть позднее 27 июня 1997 года, когда американский АМС NEAR Shoemaker сблизилась с астероидом до расстояния в 1212 километра, пролетев мимо него со скоростью 9,93 км/с. Столь близкий пролёт позволил АМС сделать более 500 фотоснимков астероида (в том числе семь цветных), которые однако, из-за низкой скорости вращения астероида, позволили картографировать только около 60% поверхности данного объекта. Разрешение наиболее качественных из которых составило 180 метров на пиксель. Также станция, на основе гравитационных возмущений, произвела замеры магнитного поля и массы данного объекта, а также определила массу и плотность астероида. Таким образом, Матильда стала третьим астероидом, после (951) Гаспры и (243) Иды, который был изучен с борта автоматической межпланетной станции.

Медленное вращение

Матильда является одним из самых медленно вращающихся астероидов среди всех известных малых тел Солнечной системы, у большинство из которых периоды вращения вокруг своей оси лежат в диапазоне от 2 до 24 часов, в то время как период вращения Матильды составляет более 17 земных суток. Первоначально учёными было выдвинуто два возможных объяснения причин столь низкой скорости вращения: выброс летучих веществ с поверхности астероида, в направлении противоположном вращению и приливные силы большого спутника. Однако, на фотографиях сделанных в 1997 году пролетавшим мимо астероида космическим аппаратом, не было обнаружено ни признаков выброса газов, ни наличие спутника, ярче 6 — 7 m, соответствующей объектом диаметром 200 — 300 метров.

АСТЕРОИД МАТИЛЬДА
Два очень отличающихся астероида. Слева астероид Матильда, а справа астероид Эрос. Матильда относится к астероидам C типа. Астероиды делятся на группы в зависимости от их цвета во время наблюдений с Земли. Существует два основных класса астероидов, это S и С типы, которые соответствуют каменистым или скалистым образованиям, преобладающим среди астероидов в Солнечной системе. Эрос и ранее исследованные Гаспра и Ида относятся к S типу. С-тип, как Матильда, имеет темно-серую поверхность, углеродистый состав богатый соединениями углерода и других темные пород. Астероиды С-типа преобладают во внешней части пояса астероидов. Обе фотографии сделаны с расстояния в 1800 км от поверхности астероидов. Матильда (слева) 56 км в поперечнике, фото от 27 июня 1997 года. Эрос (справа) 33 км в длину и 13 км в ширину, фото от 12 февраля 2000 года. Яркость поверхности Матильды сильно завышена, для лучшего просмотра.
Астероид Матильда

На сегодняшний день принято считать, что уменьшение скорости вращения астероида (253) Матильда могло быть вызвано столкновением с другим относительно крупным астероидом диаметром порядка 3 км, образовавшего один из больших кратеров на Матильде. Данное тело при столкновении, двигалось в направлении противоположном вращению Матильды, чем придало ей при столкновении значительный импульс, обеспечивший сильнейшее торможение вращательного движения астероида.

Структура поверхности

Матильда представляет собой очень тёмный и старый астероид со средним радиусом около 26,4 км и объёмом в 78000 км3, возраст которого оценивается приблизительно в 4 млрд лет. Значение альбедо поверхности этого астероида сопоставимо с альбедо свежего битума. По химическому составу её поверхность близка к составу углеродных хондритов первого или второго типов (CI1 или CM2), встречающихся в найденных на Земле метеоритах, с преобладанием силикатных минералов. Однако, значение плотности (1300 кг/м3), измеренное приборами аппарата NEAR Shoemaker, составляет менее половины плотности типичных углеродистых хондритов, что может свидетельствовать о наличии пустот внутри астероида или его высокой пористости, которая может составлять до 50% от всего объёма этого тела. Это в свою очередь означает, что астероид представляет собой не монолитное тело, а лишь конгломерат более нескольких мелких тел покрытых толстым слоем пыли. Однако, обнаружение крупного 20-километрового кратера на поверхности заставляет предположить наличие в астероиде нескольких крупных внутренних компонентов. Подобная внутренняя структура астероида делает неэффективным распространение ударных волн через астероид, что позволяет локализовать ущерб от столкновений и обеспечивает высокую сохранность деталей поверхности.

Астероид Матильда
Мозаика астероида Матильда. Это изображение состоит из 4х снимков, полученных 27 июня 1997 года с расстояния в 2400 км от астероида. на мозаике показана часть поверхности астероида размером 59 на 47 км в поперечнике. Разрешение мозаики 380 км на пиксель.
АСТЕРОИД МАТИЛЬДА

Карта видимой поверхности Матильды. (для увеличения нажмите на изображение). Номенклатура основных кратеров на поверхности Матильды (в честь городов на Земле).
Aachen 	        Aachen, Germany
Similkameen 	Similkameen, Canada
Teruel 	        Teruel, Spain
Zulia 	        Zulia State, Venezuela
Астероид Матильда

Всего на исследованной поверхности астероида было обнаружено 23 кратера, которые были названы в честь крупнейших угольных месторождений мира. Самые крупные из них, кратеры Кару (англ. Karoo), имеет диаметр 33,4 километра и глубину 5 — 6 км. Более точно измерить глубину кратера не удалось, так как большая его часть на снимках оказалась в тени. Кратер Кару, как представляется, имеет более чёткие очертания и, вероятно, является наиболее молодым из крупных кратеров астероида. Второй крупный кратер называется Ишикари (англ. Ishikari), и имеет диаметр 29,3 км. Мелкие ударные образования можно увидеть на стенах крупных кратеров, однако там их плотность меньше, чем плотность на внутрикратерных поверхностях. Никаких различий в яркости и цвете среди кратеров выявлено не было, так что панорама поверхности астероида должна представлять собой довольно однотонное зрелище.