Астероиды - космические лилипуты
Исследование Солнечной Системы - Астероиды и Кометы
Кометы
Deep Impact
Страница: Аппарат Deep Impact, Запуск Deep Impact, Бомбардировка 9P/Tempel-1 (Part #1, Part #2, Part #3), Перенацеливание, Миссия EPOXI;

Зонд Deep Impact и комета 9P/Tempel 1

It's show time! Или космический феерверк по американски

Итак, настало 4 июля 2005 г. – национальный праздник США, День независимости.
    В этот день в 05:52:24 UTC на расстоянии 133.6 млн км от Земли произошел долгожданный «глубокий удар», который принес ученым новые темы для размышлений…

Снимок с борта импактора, сделан за 5 минут до столкновения с кометой Темпеля-1
DEEP IMPACT и КОМЕТА 9P/TEMPEL 1

Снимок с борта импактора, сделан за 90 секунд до столкновения с кометой Темпеля-1
DEEP IMPACT и КОМЕТА 9P/TEMPEL 1

Снимок с борта импактора, сделан за 30 секунд до столкновения с кометой Темпеля-1
DEEP IMPACT и КОМЕТА 9P/TEMPEL 1

Снимок с борта импактора, сделан за 20 секунд до столкновения с кометой Темпеля-1
DEEP IMPACT и КОМЕТА 9P/TEMPEL 1

Снимок с борта импактора, сделан за 3,7 секунд до столкновения с кометой Темпеля-1
DEEP IMPACT и КОМЕТА 9P/TEMPEL 1

Данные, полученные с ПА Deep Impact, свидетельствовали об образовании в окрестностях ядра кометы огромного газопылевого облака из вещества, скрывавшегося в недрах кометы. Облако быстро росло в размерах и, по оценке астрономов, следивших за происходящим событием с Земли с помощью 200-дюймового телескопа Хейла на горе Паломар (Калифорния), уже через не сколько минут достигло примерно 320 км от центра ядра. Спустя двое суток облако несколько уменьшилось, и его ширина составляла уже около 200 км. Вследствие вращения ядра этот «отросток» выброшенного вещества оказывался то на переднем плане, то на заднем, что позволило провести его всестороннее исследование.

DEEP IMPACT и КОМЕТА 9P/TEMPEL 1
Вот практически вся информация, которая была известна о комете Темпеля-1 к 4 июля 2005 г. Она движется по эллиптической орбите, находящейся между орбитами Марса и Юпитера. Параметры орбиты: перигелий – 1.505 а.е., афелий – 4.739 а.е., наклонение – 10.5°, период обращения вокруг Солнца – 5.516 лет. Период вращения ядра кометы равняется 41.85 час. Форма ядра – неправильная удлиненная, его размеры оцениваются в 14х4.6х4.6 км. Объем ядра находится в пределах 90–210 км3, плотность не более 0.3–0.4 г/см3. Ядро имеет темно-матовую поверхность с отражающей способностью всего 4%. Его состав оценивается следующим образом (согласно теоретическим данным и информации о других кометах): лед – 40%, органические вещества – 25%, кремниевая пыль – 25% и другие материалы – 10%.
DEEP IMPACT и КОМЕТА 9P/TEMPEL 1

Яркость кометы в ближнем ИК-диапазоне увеличилась примерно в 5 раз через несколько минут после удара. При этих исследованиях паломарские астрономы использовали специальную технологию – адаптивную оптику, благодаря которой удалось даже отличить отдельные струи вещества из недр кометы, которые сохранялись в течение последующих нескольких дней. Итак, что же необычного увидели ученые после «глубокого удара»? Более всего специалисты были удивлены необычной мутностью образовавшегося облака. Это говорит о том, что поверхность ядра кометы покрыта мельчайшими частицами наподобие талька, в то время как ученые ожидали вылета частиц размером с крупинки мелкозернистого песка.

Есть контакт!
DEEP IMPACT и КОМЕТА 9P/TEMPEL 1

Сразу после столкновения импактора с поверхностью кометы начало образовываться облако из вещества. Шлейф после выброса образовал хорошо заметную тень на поверхности кометы. Этот снимок хорошо иллюстрирует то, что выброс был в форме узкого столба, а не в виде широкого конуса. Зонд похоже глубоко вошел под поверхность кометы, что вызвало резкий нагрев газа и его быстрый выброс. Предварительная интерпретация снимков показывает, что поверхность кометы пористая. Результат столкновения похож на лабораторный эксперимет с использованием высокопористой цели, очень богатой летучими веществами. После столкновения был зарегистрирован рост воронки кратера.
DEEP IMPACT и КОМЕТА 9P/TEMPEL 1

На снимке показан рост выброса от кометы Темпеля-1. Снимок сделан через 13 секунд после столкновения импактора с поверхностью кометы.
DEEP IMPACT и КОМЕТА 9P/TEMPEL 1

Снимок сделан через 67 секунд после столкновения импактора с кометой.
DEEP IMPACT и КОМЕТА 9P/TEMPEL 1

Как показали полученные данные, импактор врезался в поверхность ядра под углом 25°, и вместе с выбросом вещества в окружающее пространство на его поверхности начал «расти» кратер. Из-за большой мутности облака ученым не удалось не только «заглянуть» в него, но и даже определить его реальный размер – сейчас информация тщательно анализируется. Диаметр кратера оценивается в 50–250 м.
    А что же пролетный аппарат? В момент столкновения он находился на расстоянии около 8600 км от «места событий», а в 06:05 UTC, когда расстояние до ядра сократилось до 700 км, прекратил сбор данных и «отвернулся», чтобы не получить повреждений при прохождении сквозь кому. Еще через минуту, в 06:06 UTC, он прошел на минимальном расстоянии около 500 км от поверхности ядра кометы. Таким образом, первую «партию» научных данных из снимков и спектров пролетный аппарат собирал в течение 13 мин после «глубокого удара».
    Спустя 27 мин, в 06:32 UTC, он был возвращен в нормальный режим работы, после чего приступил к съемке кометы на отлете.

Снимок на отлете.
DEEP IMPACT и КОМЕТА 9P/TEMPEL 1

Снимки ядра кометы и «свежеиспеченного» облака просто потрясают воображение! По уточненным данным, последний кадр ядра был сделан инструментом ITS (Impactor Targeting Sensor, является аналогом MRI на пролетном аппарате) всего за 3.7 сек до столкновения! «Этот снимок был сделан с расстояния около 30 км от поверхности кометы, – говорил научный руководитель проекта д-р Майкл А'Хирн (Michael A'Hearn) из Университета Мэриленда. – С такой близкой дистанции мы можем различить структуры поверхности ядра, имеющие менее 4 м в диаметре». На этом и других снимках с импактора, сделанных незадолго до его «финального конца», видно множество ярких пятен. «Большинство из них – это просто крутые склоны, обращенные к Солнцу, – пояснил А’Хирн, – и поэтому они хорошо освещены. Но пара [пятен] на них не похожа, и мы не понимаем, что это такое».
    Можно было наблюдать и гладкие области поверхности, которые также представляют собой загадку. Они не столь гладки, как на комете Боррелли, и явно загибаются за край, в темноту. Видны кратеры, а также газопылевые струи вещества из недр ядра. И кроме всего прочего, отчетливо видно расслоение вещества, что может быть одной из причин различия топографии на разных высотах.

Выброс в ложных цветах спустя 50 минут после столкновения импактора и кометы. Место столкновения расположено на обратной стороне кометы Темпеля-1. Изменения цвета выброса показывает изменение яркости вещества при удалении от кометы (отраженный солнечный свет). Пятнышко справа это звезда.
DEEP IMPACT и КОМЕТА 9P/TEMPEL 1

Разрешение лучших снимков по меньшей мере в 10 раз превзошло достигнутое в ходе предыдущих миссий к кометам. «Миссия завершилась потрясающим успехом, – подвел промежуточные итоги Энди Данцлер (Andy Dantzler), директор Отделения Солнечной системы в Директорате научных миссий NASA. – Теперь мы будем знать намного больше о происхождении нашей Солнечной системы».
    Разумеется, далеко не все полученные данные проанализированы специалистами, поэтому с нетерпением будем ждать от них новых открытий.

Дальнейшая судьба Deep Impact

После событий 4 июля пролетный аппарат Deep Impact продолжает свой полет с находящимися в отличном состоянии уникальными научными инструментами на борту.
    Еще до запуска в январе 2005 г. в научных кругах велись разговоры об использовании его возможностей в исследовании других объектов Солнечной системы. В официальных документах завершение миссии все еще датируется 5 августа 2005 г., по истечении 30 суток после «удара». Однако возможность продления полета сохраняется.
    С этой целью 20 июля была проведена коррекция траектории Deep Impact под номером TCM-8. Двигатели станции проработали 900 секунд и изменили ее скорость на 97 м/с. Этот маневр обеспечивает встречу КА с Землей 31 декабря 2007 г. и возможность провести гравитационный маневр, который необходим для направления станции к новой цели. Пока в качестве такой цели рассматривается комета Бетина (85P/Boethin), с которой он сможет сблизиться в декабре 2008 г. От момента пролета Земли и до возможной встречи со второй кометой станция будет находиться во внутренней области Солнечной системы, что облегчит связь с ней и управление полетом.
    В тот же день Энди Данцлер объявил, что все исследователи, заинтересованные в дальнейшем использовании пролетного аппарата Deep Impact, должны представить свои предложения в рамках конкурса 2005 г. на попутную миссию программы Discovery. Оценив стоимость своего предложения, они должны включить в расчет все расходы на управление полетом и обработку данных.