Астероиды - космические лилипуты
Страница: Многообразие астероидов, Околоземные астероиды;
Малые тела Солнечной системы

Околоземные астероиды

Астероиды AAAA

Астероиды, сближающиеся с Землёй - это астероиды, чьи орбиты проходят вблизи орбиты Земли или пересекают её. Основным классифицируемым параметром у околоземных астероидов является расстояние от Солнца в перигелии (q), которое у таких астероидов меньше 1,3 а. е. Их орбиты располагаются в относительной близости от земной орбиты. Всего выделено 4 группы околоземных астероидов в зависимости от расположения орбит по отношению к земной орбите:

- Атиры,
    - Атоны,
    - Аполлоны,
    - Амуры.

Согласно сложившейся традиции, все группы околоземных астероидов были названы в честь своего первого открытого представителя, за исключением Амуров, первым открытым представителем которых является астероид (433) Эрос. Следует также отметить, что по классификации центра малых планет астероиды группы Атиры рассматриваются как подгруппа астероидов группы Атона с афелиями внутри орбиты Земли.

АТИРЫ

Атиры - группа околоземных астероидов, чьи орбиты полностью находятся внутри орбиты Земли (их расстояние от Солнца в афелии меньше перигелийного расстояния Земли, Q < 0,983 a. e.). Таким образом, даже в самой удалённой точке своей орбиты эти астероида находятся ближе к Солнцу, чем Земля в самой близкой точке своей орбиты. Согласно сложившейся традиции эта группа астероидов была названа в честь своего первого открытого представителя, - астероида (163693) Атира, который был обнаружен в начале февраля 2003 года и назван в честь мифологической богини индейского племени Пауни.

(163693) Атира - небольшой быстро-вращающийся околоземный астероид, возглавляющий группу атиры, который стал первым астероидом, чья орбита полностью располагается внутри орбиты Земли. Он был открыт 11 февраля 2003 года в рамках проекта по поиску астероидов LINEAR в обсерватории Сокорро и назван в честь Атиры, богини матери-земли и вечерней звезды в мифологии индейцев племени Пауни. По сложившейся традиции, новая группа околоземных астероидов получает своё название в честь своего первого открытого представителя. Поскольку названия астероидов трёх других групп околоземных астероидов, начинались с буквы «А», то решено было, чтобы и в данном случае имя данного астероида начиналось с этой же буквы. Поскольку обсерватория, на которой был открыт астероид располагается на юго-западе США, то для выбора названия решено было использовать мифологию индейцев проживавших в этой местности.
    Из-за сильно вытянутой орбиты, вследствие значительного эксцентриситета (0,322), астероид временами оказывается ближе к Солнце, чем Венера и довольно близко подходит к орбите Меркурия, а весь путь по орбите у него занимает всего чуть более 233 земных суток. Имея в диаметре около 2 км астероид Атира является самым крупным представителем среди всех 17 известных на сегодня тел этой группы.
LINEAR
Сокорро
11 февраля 2003
2003 CP20
Атиры
0,3221589
Большая полуось (a)
110,862 млн км (0,7410679 а. е.)
Перигелий (q)
75,147 млн км (0,5023263 а. е.)
Афелий (Q)
146,577 млн км (0,9798095 а. е.)
233,016 сут (0,638 г)
16,275 m
0,10
323 К (50 °C)
Астероид (163693) Атира

Впервые об открытии астероида данного класса было заявлено ещё 24 февраля 1998 года, когда был обнаружен астероид 1998 DK36, но так как вскоре после открытия он был потерян, то официально первым обнаруженным астероидом данной группы стал астероид (163693) Атира, который был обнаружен лишь 5 лет спустя.
    Всего на данный момент известно о наличии всего лишь 17 астероидов, чьи орбиты находятся внутри орбиты Земли. Столь малое количество астероидов в данной группы объясняется прежде всего трудностями обнаружения и наблюдения этих тел, а также их незначительными размерами. Дело в том, что так как эти тела находятся внутри земной орбиты, то для земного наблюдателя они никогда не отходят от Солнца на значительный угол и, потому, постоянно теряются в лучах светила. Из-за этого их наблюдение возможно лишь в сумерках, в небольшой период времени незадолго до рассвета или сразу после захода Солнца при светлом небе, на котором различить какие-либо небесные объекты становится очень сложно. При этом, чем меньше большая полуось орбиты астероида, тем на меньший угол он удаляется от Солнца, тем ярче небо в момент его появления над горизонтом и тем сложнее условия наблюдения. Именно поэтому до сих пор нет никаких данных об астероидах движущихся внутри орбиты Венеры или, тем более, Меркурия.
    Отчасти такое малое количество обнаруженных астероидов, объясняется также и самой по себе низкой концентрацией этих объектов во внутреннем пространстве Солнечной системы, ведь большинство из них находится в поясе астероидов между Марсом и Юпитером или движутся по сильно вытянутым орбитам, проводя большую часть времени вдали от внутренних планет. В частности, самое малое значение эксцентриситета среди известных астероидов составляет 0,18, в то время как у большинства он колеблется от 0,32 до 0,56 и выше.
    Следует отметить, что в Центре малых планет используется несколько иная классификация, значения афелия и перигелия считают равными единицы, а астероиды группы Атиры рассматривают лишь как подгруппу астероидов типа Атона.

АТОНЫ

Атоны - группа околоземных астероидов, чьи орбиты пересекают земную орбиту с внутренней стороны (их расстояние от Солнца в афелии больше перигелийного расстояния Земли, Q > 0,983 a. e., но большая полуось ещё меньше земной a < 1 a. e.). Таким образом, хотя их орбиты в целом по-прежнему находятся внутри земной орбиты, они уже начинают пересекать её в области перигелия Земли. Согласно сложившейся традиции эта группа астероидов была названа в честь своего первого открытого представителя, - астероида (2062) Атон, который был обнаружен в начале январе 1976 года и, как и большинство других астероидов этой группы (за исключением (3753) Круитни), назван в честь одного из древнеегипетских богов.
    Всего на данный момент известно о наличии 758 астероидов данной группы, из них 118 присвоены порядковые номера, а девять имеют собственные имена. Это намного больше, чем у родственных им астероидов из группы Атиры, чьи орбиты полностью находятся внутри орбиты Земли - их известно всего 17. Столь большое различие в количестве астероидов объясняется тем, что они иногда оказываются от Солнца дальше, чем Земля и их становится возможным наблюдать в ночное время суток. Учитывая малые размеры этих тел (у наиболее крупного всего 3,4 км) обнаружить их ночью на фоне тёмного неба куда легче, чем астероиды группы Атиры, которые появляются над горизонтом лишь незадолго перед рассветом или сразу после захода Солнца и легко теряются в его лучах на фоне ещё светлого неба.

(2062) Атон - небольшой околоземный астероид, возглавляющий группу атонов. Он был открыт 7 января 1976 американским астрономом Элеанорой Хелин в обсерватории Паломар и назван честь Атона, египетского бога солнечного диска, монотеистический культ которого был введён фараоном Эхнатоном. Данный астероид примечателен прежде всего параметрами своей орбиты. В результате астероид преимущественно движется внутри земной орбиты и пересекает её изнутри Солнечной системы. Такая необычная орбита послужила основанием для выделения её в особую категорию околоземных астероидов, большая полуось которых меньше единицы, а афелий больше перигелия Земли. Эта категория астероидов получила название в честь своего первого представителя.
Элеанора Хелин
Паломар
7 января 1976
1976 AA
Атоны
0,18272
Большая полуось (a)
144,619 млн км (0,96672 а. е.)
Перигелий (q)
118,194 млн км (0,79008 а. е.)
Афелий (Q)
171,044 млн км (1,14336 а. е.)
347,176 сут (0,951 г)
16,8 m
0,26
275 К (2 °C)
Астероид (2062) Атон

Поэтому, чем дальше за пределы земного перигелия удаляется астероид, тем проще осуществлять его наблюдение, что во многом это зависит от степени вытянутости орбиты. При этом он не обязательно будет пересекать орбиту Земли вблизи её перигелия, а может и вовсе уходить далеко за её пределы во внешнее пространство. Ярким примером является астероид (137924) 2000 BD19, который из-за значительного эксцентриситета (0,89), пересекает орбиты всех четырёх планет земной группы: в момент прохождения своего перигелия он проникает внутрь орбиты Меркурия, приближаясь к Солнцу до расстояния в 0,092 а. е., а в момент прохождения афелия проникает внутрь орбиты Марса, удаляясь от Солнца до расстояния в 1,660 а. е.
    Астероиды этой группы регулярно пересекают орбиту Земли, поэтому являются потенциально опасными. Но при этом важно понимать, что далеко не все астероиды группы Атона обязательно пересекают орбиту Земли: в большинстве случаев пересечение имеет место лишь в проекции на плоскость эклиптики, а в пространстве орбиты лишь скрещиваются. Наклон орбит у Атонов колеблется от 0 до 56,1°, а среди нумерованных астероидов наибольший наклон 51° имеет астероид (162483) 2000 PJ5.
    В связи с небольшими размерами этих астероидов, на сегодняшний день физические характеристики атонов определены плохо. По классификации SMASSII спектральный класс у астероидов этой группы определён не более чем для тридцати объектов, а по классификации Толена - всего для трёх.
    Поскольку большая полуось этих астероидов не может превышать 1 а. е., то значение периода обращения Атонов вокруг Солнца колеблется от полугода и вплоть до года, в случае орбитального резонанса с Землёй 1:1, как у астероида (3753) Круитни.

АПОЛЛОНЫ

Аполлоны - группа околоземных астероидов, чьи орбиты пересекают земную орбиту с внешней стороны (их расстояние от Солнца в перигелии меньше афелийного расстояния Земли, q < 1,017 a. e., но большая полуось уже больше земной, a > 1 a. e.). Таким образом, хотя их орбиты в целом уже находятся за пределами земной орбиты, они ещё продолжают пересекать её в области афелия Земли. Согласно сложившейся традиции эта группа астероидов была названа в честь своего первого открытого представителя - астероида (1862) Аполлон, который был обнаружен в конце апреля 1932 года и назван в честь Аполлона, одного из важнейших древнегреческих богов, символизирующего Солнце. Интересно, что порядковый номер у данного астероида выше, чем у других аполлонов, что объясняется тем, что вскоре после открытия его потеряли и заново переоткрыли лишь в 1973 году.
    Всего на данный момент известно о наличии 5229 астероидов данной группы, из них 731 присвоены порядковые номера, а шестьдесят три имеют собственные имена. Это намного больше, чем у родственных им астероидов из группы Атона, чьи орбиты пересекают орбиту Земли изнутри - их известно 758. Это самый многочисленный тип околоземных астероидов. Столь большое различие в количестве астероидов объясняется тем, что они большую часть времени находятся за орбитой Земли и их можно наблюдать в ночное время суток. Учитывая малые размеры этих тел (у наиболее крупного всего 8,48 км) обнаружить их ночью на фоне тёмного неба куда легче, чем астероиды группы Атиры или Атона, которые появляются над горизонтом лишь незадолго перед рассветом или сразу после захода Солнца и легко теряются в его лучах на фоне ещё светлого неба.

Карл Рейнмут
Хайдельберг
24 апреля 1932
1932 HA
Аполлоны
0,55988
Большая полуось (a)
219,949 млн км (1,47027 а. е.)
Перигелий (q)
96,804 млн км (0,6471 а. е.)
Афелий (Q)
343,094 млн км (2,29344 а. е.)
651,17 сут (1,783 г)
16,25 m
0,25
222 К (-51 °C)
Астероид (1862) Аполлон

Большинство аполлонов располагаются между орбитами Венеры и Юпитера, но есть и исключения: астероид 2005 HC4 подходит к Солнцу в пять раз ближе Меркурия, до расстояния в 0,071 а. е., в то время как другой астероид, 1999 XS35, наоборот, удаляется от него за орбиту Нептуна, до расстояния в 35,2 а. е. Таким образом, в данную категорию попадают астероиды с довольно широким разбросом орбитальных параметров, главное чтобы перигелий был внутри земной орбиты, а большая полуось была не менее 1 а. е.
    Астероиды этой группы регулярно пересекают орбиту Земли, поэтому являются потенциально опасными. Но при этом важно понимать, что далеко не все астероиды группы Аполлона обязательно пересекают орбиту Земли: в большинстве случаев пересечение имеет место лишь в проекции на плоскость эклиптики, а в пространстве орбиты лишь скрещиваются. Наклон орбит у Аполлонов колеблется от 0 до рекордных 154,5°, а среди нумерованных астероидов наибольший наклон 68° имеет астероид (5496) 1973 NA.
    Но в группе Аполлона, также есть немало астероидов, которые действительно пересекают земную орбиту и имеют ненулевую вероятность столкновения с Землёй. Ярким примером является астероид (1566) Икар, который после сближения с Меркурием так изменил свою орбиту, что в конце 60-х учёные всерьёз предсказывали его падение в Индийский океан, но который в итоге пролетел рядом с Землёй на расстоянии в 6,36 млн км.

АМУРЫ

Амуры - группа околоземных астероидов, чьи орбиты полностью находятся снаружи орбиты Земли (их расстояние от Солнца в перигелии больше афелийного расстояния Земли, но меньше значения 1,3 а. е. 1,017 а. е. < q < 1,3 a. e.). Таким образом, даже в самой близкой точке своей орбиты эти астероиды находятся дальше от Солнца, чем Земля в самой дальней точке своей орбиты. Данная группа астероидов была названа в честь одного из самых известных своих представителей, - астероида (1221) Амур, который был обнаружен в начале марта 1932 года и назван в честь бога любви Амура.
    Но самым известным амуром является астероид (433) Эрос, получивший известность благодаря тому, что стал первым астероидом, у которого появился искусственный спутник - космическим аппаратом NEAR Shoemaker и на который, впоследствии, этот аппарат совершил первую в истории посадку на астероид.
    Всего на данный момент известно о наличии 3653 астероидов данной группы, из них 571 присвоены порядковые номера, а шестьдесят пять имеют собственные имена.
    Амуры, как и другие представители околоземных астероидов, имеют сравнительно небольшие размеры. Известно лишь четыре амура с диаметром более 10 км. Наиболее крупным из них является (1036) Ганимед, диаметр которого составляет почти 32 км. Второй по размерам амур, астероид (3552) Дон Кихот, диаметром около 19 км, является одним из наиболее тёмных известных астероидов, с альбедо около 3%.

(1221) Амур - небольшой околоземный астероид неправильной формы, который возглавляет группу Амура (II). Астероид был открыт 12 марта 1932 года бельгийским астрономом Эженом Дельпортом в обсерватории Уккел и назван в честь бога любви Амура. Хотя большая полуось и перигелий его орбиты больше, чем у Земли и астероид никогда не пересекает её орбиту, он всё равно представляет для нашей планеты определённую опасность, поскольку гравитационные воздействия Марса и Юпитера вполне способны изменить орбиты таких астероидов и приблизить их к Земле. Что особенно актуально для данного астероида, поскольку из-за вытянутой орбиты (e=0,434), это астероид Марса и на определённом этапе он неминуемо сойдётся с ним достаточно близко, чтобы гравитация Марса изменила его орбиту.
    Эжен Дельпорт сфотографировал этот астероид в период его сближения с Землёй, которое составило 40 млн км. Это был первый случай, когда астероид был замечен при сближении с Землёй на такое малое расстояние. Ещё через месяц был обнаружен астероид (1862) Аполлон, который пересёк орбиту Земли. После этого у учёных наступило осознание реальности астероидной опасности.
Эжен Дельпорт
Уккел
12 марта 1932
1932 EA1
Амуры
0,43454
Большая полуось (a)
287,352 млн км (1,92083 а. е.)
Перигелий (q)
162,486 млн км (1,08615 а. е.)
Афелий (Q)
412,218 млн км (2,75551 а. е.)
972,371 сут (2,662 г)
17,7 m
0,15
198 К (-75 °C)
Астероид (1221) Амур

Существует два определения амуров, каждое из которых включает по три критерия, которым должен удовлетворять астероид, чтобы считаться принадлежащим к группе амуров. Главное различие этих определений кроется в том, что в первом случае орбита астероида с внутренней стороны ограничивается средним расстоянием Земли до Солнца (1,000 а. е.), в то время как во-втором учитывается эксцентриситет земной орбиты и внутренней границей орбиты астероида является точка афелия земной орбиты (1,017 а. е.). Подобные разногласия приводят к путанице, поскольку один и тот же астероид в разных базах данных может быть причислен к двум разным группам, как, например, это случилось с астероидом (65803) Дидим. Подобные недоразумения стали возможны из-за того, что в одной базе данных используется одно определение, а во второй другое. Из-за этого и количество астероидов в разных базах данных разнится: в одном случай их 3840, в другом - 3653.

Определение 1

Астероид должен приближаться к Земле на расстояние менее 0,3 а. е. Другими словами, он должен подходит к земной орбите ближе, чем любая крупная планета. Ближайшей к Земле планетой является Венера, которая в моменты наибольших противостояний сближается с ней до дистанции 0,27 а. е., а это значение для удобства округляется до 0,3 а. е. Поскольку орбита амуров находится снаружи орбиты Земли, то полученное расстояние используется для ограничения распространения орбит астероидов с внешней стороны земной орбиты и в сумме со значением большой полуоси составляет 1,3 а. е. ( q < 1,3 а. е.). За пределами 1,3 а. е. располагаются тела, относящиеся уже к группе астероидов, пересекающих орбиту Марса. При этом важно понимать, что так как амуры имеют довольно вытянутые орбиты, то практически все они, так или иначе, при приближению к афелию своей орбиты, пересекают орбиту Марса, хотя и не относятся к этой группе.
    Орбита астероида должна находиться за пределами орбиты Земли. Среди групп околоземных астероидов для амуров есть группа астероидов атиры, которые напротив, целиком находятся внутри орбиты Земли.
    Орбита астероида не должна пересекать орбиту Земли. Это является ключевым условием для амуров, потому что в противном случае он будет относиться либо к атонам, либо к аполлонам. Другими словами, астероид не должен подходить к Солнцу ближе, чем среднее расстояние Земли до Солнца (1,0 а. е.). Более строгое определение этого критерия звучит так: в любой точке вдоль орбиты астероида, орбита Земли находится ближе к Солнцу. При этом надо помнить, что из-за эксцентриситета расстояние Земли до Солнца в течение года меняется от 0,983 а. е. до 1,017 а. е. Это обстоятельство довольно сильно затрудняет идентификацию астероидов.
    Все эти три критерия можно свести к одному условию: перигелийное расстояние астероида должно быть больше среднего расстояния Земли от Солнца (большой полуоси), но меньше 1,3 а. е. (1,0 а. е.< q < 1,3 а. е.). Любой астероид, чья орбита удовлетворяет этому условию может считаться входящим в группу амура. Данное определение используется в первую очередь в центре малых планет.

Определение 2

Орбитальный период астероид составляет более одного года. Это равносильно тому, что его большая полуось больше 1,000 а. е. (a > 1,000 а. е.).
    Орбита астероида не пересекает орбиту Земли. Перигелийное расстояние астероида больше, чем афелийное расстояние Земли (q > 1,017 а. е.).
    Астероид является околоземным объектом, то есть его перигелий меньше 1,3 а. е. (q < 1,3 а. е.).
    Все эти три критерия можно свести к одному условию: большая полуось астероида должна быть больше среднего расстояния Земли от Солнца (а > 1,0 а. е.), а его перигелийное расстояние должно быть больше афелийного расстояния Земли, но меньше 1,3 а. е. (1,017 а. е.< q < 1,3 а. е.). Любой астероид, чья орбита удовлетворяет этому условию может считаться входящим в группу амура. Данное определение используется в первую очередь в базе данных Лаборатории реактивного движения и в российских источниках.

Подгруппы

Астероиды группы Амура можно разделить на четыре подгруппы, в зависимости от их среднего расстояния от Солнца:

Амуры I - относительно немногочисленная подгруппа амуров, к которой относится менее 1/5 всех известных астероидов этой группы, в том числе (433) Эрос. Они располагаются между орбитами Земли и Марса (большая полуось 1,017 - 1,523 а. е.) и характеризуются более слабо вытянутыми орбитами, по сравнению с другими подгруппами амуров.
    Низкие значения эксцентриситета приводят к тому, что некоторые астероиды данной подгруппы и вовсе никогда не покидают область между орбитами Земли и Марса, образуют в ней своеобразный пояс из околоземных астероидов. Однако, и имеющихся значений эксцентриситета хватает, чтобы некоторые астероиды этой подгруппы, как, например, тот же (433) Эрос, в афелии проникали далеко за орбиту Марса.
    Амуры II - довольно многочисленная подгруппа амуров, к которой относится около 1/3 всех известных астероидов этой группы, в том числе (1221) Амур. Они располагаются между орбитами Марса и астероидов внутренней части главного пояса (большая полуось 1,523 - 2,12 а. е.) и характеризуются умеренно вытянутыми орбитами (эксцентриситет 0,17 - 0,52). Таким образом, они пересекают орбиту Марса с снаружи, а пояс астероидов с изнутри.
    Амуры III - самая многочисленная подгруппа амуров, к которой относится больше половины всех известных астероидов этой группы. Они располагаются внутри главного пояса (большая полуось 2,12 - 3,57 а. е.) и характеризуются довольно сильно вытянутыми орбитами (эксцентриситет 0,4 - 0,6). Столь большие эксцентриситеты приводят к тому, что около трети астероидов данной подгруппы, такие как, например, (719) Альберт и (1036) Ганимед, имеют орбиты, которые простираются за пределы главного пояса и вплотную приближаются к орбите Юпитера, на дистанцию до 1 а. е. , а некоторые и вовсе пересекают его орбиту, например, (5370) Таранис.
    Поскольку амуры этой подгруппы находятся в пределах главного пояса, они также входят в подгруппы пояса астероидов. Например, астероид (887) Алинда, который также возглавляет одноимённое семейство, находиться в орбитальном резонансе с Юпитером 1:3 и с Землёй 4:1.
    Амуры IV - самая малочисленная подгруппа амуров, у которой известно лишь 14 представителей. Они располагаются за пределами главного пояса (большая полуось более 3,57 а. е.) и характеризуются очень сильно вытянутой орбитой (от 0,65 до 0,75). Все астероиды данной подгруппы пересекают орбиту Юпитера. Хотя их орбиты имеют очень высокий эксцентриситет, они всё же не так вытянуты, как орбиты большинства дамоклоидов и комет, орбиты которых имеют эксцентриситет около 0,9. Из всех 14 астероидов этой подгруппы лишь один имеет собственное имя - астероид (3552) Дон Кихот, и всего два - порядковые номера в каталоге, - (85490) 1997 SE5.
    Другой астероид этой подгруппы, 2007 VA85, интересен тем, что вращается вокруг Солнца в обратную сторону, по сравнению с большинством тел Солнечной системы (2007 VA85 наклонён к плоскости эклиптики на 132°).

Пересечение амуров с земной орбитой
    Согласно первому, более простому определению, принятому в центре малых планет, амуры могут не только приближаться к орбите Земли, но и заходить внутрь её орбиты до 1,000 а. е. Таким образом, такие астероиды наравне с аполлонами или атонами пересекают земную орбиту (внешний грейзер) и могут представлять для Земли реальную опасность.
    Согласно второму, более точному определению, принятому в российской науке, амуры не пересекают орбиту Земли. Тем не менее зачастую они представляют для неё определённую опасность, ведь их орбиты расположены в непосредственной близости не только от Земли, но и от Марса и обе планеты способны влиять на орбиты этих тел, изменяя их непредсказуемым образом, в том числе и выводя на траектории пересечения с орбитой Земли - в этом случае они переходят в группу аполлонов и атонов, - а их опасность для нашей планеты резко повышается.