Астероиды - космические лилипуты
Исследование Солнечной Системы - Астероиды и Кометы
Кометы
О кометах
Страница: История изучения, Определение кометы (Part #1, Part #2), Природа и строение, Солнечные кометы (Part #1, Part #2), Кометы Главного пояса, Разрушение комет (Part #1, Part #2), Знаменитые странницы (Part #1, Part #2), Комета у Марса, Периодичные кометы;

Великие кометы

Большими (или великими) кометами называют кометы, которые становятся особенно яркими и заметными для земного наблюдателя. В среднем, большая комета появляется раз в десятилетие. Официального определения большой кометы не существует (хотя некоторым историческим кометам официально было дано название Больших). Если комета достаточно яркая, чтобы её заметили люди, не слишком интересующиеся астрономией, а тем более, если она становится широко известна за пределами астрономического сообщества, то она считается Большой кометой. Для большинства людей она просто представляет собой красивое зрелище.
    Затруднительно предсказать, станет ли комета «Большой», так как на яркость могут сильно повлиять различные факторы. Но говоря в общем, если у кометы большое и активное ядро, она подлетает близко к Солнцу и Солнце не мешает её наблюдению с Земли, то у кометы есть все шансы получить название Большой.
    Обычно кометы получают название в честь их первооткрывателей. Большие кометы традиционно называют по году наблюдения, например, «Большая комета 1811 года».
    Подавляющее большинство комет так и не становятся достаточно яркими, чтобы их можно было увидеть невооружённым глазом. Обычно их путь лежит во внешней части Солнечной системы, и кроме астрономов их никто не наблюдает. Но иногда эта статистика нарушается, и этому способствуют три основных фактора.

Размеры и активность ядра

Ядра комет обычно имеют размеры от нескольких сотен метров в поперечнике до нескольких километров. Приближаясь к Солнцу, ядро нагревается, из него наружу вырываются массы газа и пыли. Таким образом, определяющий для яркости кометы фактор - насколько велико и активно её ядро. За многие циклы приближения к Солнцу запасы летучих веществ в ядре иссякают, такие кометы становятся более тусклыми, чем те, что подлетают к нему в первый раз. Вот почему среди Больших комет так много долгопериодических.

Приближение к Солнцу во время перигелия

Яркость простого тела обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника света (Солнца). Кометы ведут себя сложнее: их свечение во многом определяется отражающей способностью окружающих ядро газов (комой), которые, к тому же, могут люминесцировать. Для комет яркость обратно пропорциональна кубу расстояния от Солнца.
    Для большинства комет точка перигелия лежит за орбитой Земли. Комета, приближающаяся к Солнцу меньше чем на 0,5 а. е., также имеет шанс стать Большой.

Приближение к Земле

Для того, чтобы быть заметной, комете необходимо как можно ближе подойти к Земле. Например, комета Галлея становится яркой, пересекая внутреннюю часть Солнечной системы каждые 76 лет, но во время своего появления 1986 года она прошла достаточно далеко от Земли. Комету можно было разглядеть, но назвать её заметной в этот раз было сложно.
    Комета, удовлетворяющая всем трём условиям, точно будет очень впечатляющей. Но иногда кометы становятся Большими, даже нарушая какой-то из этих «критериев». Например, комета Хейла - Боппа имела исключительно большое ядро (40 км в диаметре), и в то же время пролетела довольно далеко от Солнца. Аналогично, комета Хякутакэ была довольно «маленькой» (2 км), но в то же время очень яркой из-за близкого подхода к Земле. И всё же обе они стали знамениты в 1996-97 годах.

Список некоторых Больших комет за последние два века:

Комета Цезаря (C/-43 K1)

Большая комета 1106 года (X/1106 C1)

Большая комета 1264 года (C/1264 N1)

Большая комета 1402 года (C/1402 D1)

Большая комета 1577 года (C/1577 V1)
    Большая комета 1577 года (официальное обозначение C/1577 V1) - яркая долгопериодическая комета, достигшая яркости -7m, а впоследствии прошедшая близко к Земле. Впервые замечена 1 ноября в Перу. Наблюдалась повсеместно в Европе. В середине ноября хвост достигал длины до 30°. 27 ноября комета находилась на минимальном расстоянии от Земли. Комета наблюдалась до 26 января 1578 года. Исходя из своих наблюдений кометы, известный датский астроном Тихо Браге установил, что кометы движутся за пределами атмосферы Земли.

Большая комета 1577 над Прагой 12 ноября. Гравюра Й. Дащитского.
ВЕЛИКИЕ КОМЕТЫ

Большая комета 1680 года (C/1680 V1)
    Большая комета 1680 года или Комета Кирха, а также Комета Ньютона (официальное обозначение C/1680 V1) считается первой кометой, обнаруженной при помощи телескопа. Обнаружена германским астрономом Готфридом Кирхом 14 ноября 1680 года по юлианскому календарю. Стала одной из самых ярких комет XVII века. Была видимой невооружённым глазом даже днём и отличалась длинным хвостом. Пролетая на расстоянии 0,42 а.е. от Земли 30 ноября 1680 года, с наименьшим перигелием 0,0062 а.е. (930,000 км) 18 декабря 1680 года, достигла максимальной яркости 29 декабря, после чего начала отдаляться. Последний раз наблюдалась 19 марта 1681 года. По состоянию на 2012 год комета находилась в 253 а.е. от Солнца.
    Так как комета была открыта Готфридом Кирхом, соответственно, была названа его именем. Также кометой занимался испанский священник Эусебио Кино, который отмечал передвижение кометы по звёздному небу. Из-за того, что откладывалась его поездка в Мексику, Кино начал наблюдения кометы в Кадисе в конце 1680 года. В следующем году, находясь в Мексике, он опубликовал «Наблюдения за кометой» (Мехико, 1681). Данный труд является одной из первых научных работ, опубликованных европейцами в Новом Свете.
    Несмотря на то, что комета принадлежала к разряду околосолнечных, существует вероятность, что она не относится к кометам Крейца. Комету изучал также Исаак Ньютон для подтверждения законов Кеплера.

Большая комета 1680 года над Роттердамом

Большая комета 1743 года

ВЕЛИКИЕ КОМЕТЫ

Большая комета 1760 года (C/1760 A1)

Большая комета 1771 года (C/1771 A1)

Большая комета 1784 года (C/1783 X1)

Большая комета 1807 года (C/1807 R1)

Большая комета 1811 года (C/1811 F1)
    Большая комета 1811 года (официальное обозначение C/1811 F1) была кометой, видимой невооружённым глазом на небе 290 дней. Наибольшая же яркость кометы была в октябре 1811 года, когда она достигла видимой звёздной величины в 0m, став сравнимой по яркости с самыми яркими звёздами ночного неба. В декабре 1811 года хвост кометы изогнулся от ядра на более чем 60 градусов. Она была необычайно впечатляющей, хотя близко не подходила ни к Земле, ни к Солнцу.
    Комета была обнаружена впервые 25 марта 1811 года Оноре Флагерье на расстоянии в 2,7 а. е. от Солнца. Замечалась многими в Марселе невооружённым глазом. В апреле открытие кометы было официально подтверждено.
    Наблюдение кометы продолжалось до середины июня, когда комета скрылась в лучах Солнца, после чего стала видимой с Земли лишь в августе. В сентябре комета достигла минимального расстояния от Солнца (1,03 а. е.). На Кубе комета была видна невооружённым глазом до 9 января 1812 года, то есть всего более 9 месяцев, что являлось рекордом вплоть до знаменитой кометы Хейла - Боппа, на которую комета C/1811 F1 была похожа и во многих других отношениях. В частности, предполагается, что ядро кометы 1811 года также имело 30-40 км в диаметре. Период обращения кометы вокруг Солнца был определён как 3100 лет. Следующее возвращение кометы ожидается в конце пятого тысячелетия. Комета активно наблюдалась в обсерватории Монпелье.

ВЕЛИКИЕ КОМЕТЫ

Большая комета 1819 года (C/1819 N1)

Большая комета 1824 года (C/1823 Y1)

Большая комета 1830 года (C/1830 F1)

Большая комета 1831 года (C/1831 A1)

Большая мартовская комета 1843 года (C/1843 D1)
    Большая мартовская комета 1843 года (официальное обозначение C/1843 D1) - долгопериодическая комета, ставшая чрезвычайно яркой в марте 1843 года. Была открыта 5 февраля 1843 года. Принадлежит семейству околосолнечных комет Крейца - группе фрагментов, образовавшихся после распада одной большой кометы несколько сотен лет назад. Эти кометы подходят чрезвычайно близко к поверхности Солнца - на расстояние в несколько его радиусов - в результате чего нередко становятся очень яркими. До этой кометы никакой другой объект не наблюдался проходящим столь близко к Солнцу.
    Действительно, 27 февраля 1843 г. комета пролетела всего в 830 тыс. км от центра Солнца. С Земли она наблюдалась при дневном свете, на угловом расстоянии в 1 градус от него. При этом она не могла быть слабее, чем -6…-8m. Наиболее близко к Земле комета пролетела 6 марта. После перигелия условия наблюдений данной кометы были лучшими для южного полушария. Последний раз комету видели 19 апреля 1843 г.
    После прохождения перигелия у кометы появился очень длинный хвост - в 2 астрономических единицы. Это было рекордом, пока в 1996 году не было обнаружено, что хвост кометы Хякутакэ почти в два раза длиннее.

ВЕЛИКИЕ КОМЕТЫ

Большая комета 1845 года (C/1844 Y1)

Большая июньская комета 1845 года (C/1845 L1)

Большая комета 1854 года (C/1854 F1)

Комета Донати (C/1858 L1) - 1858
    Комета Донати (C/1858 L1, 1858 VI) - долгопериодическая комета, открытая итальянским астрономом Джованни Донати 2 июня 1858 года. После Большой Кометы 1811 года, она была наиболее красивой из комет, явившихся в XIX веке. Она была также первой сфотографированной кометой. Наиболее близкого к Земле положения достигла 10 октября 1858 года. Возвращение кометы C/1858 L1 ожидается в XXXIX веке. около 3811 года

ВЕЛИКИЕ КОМЕТЫ

Большая комета 1860 года (C/1860 M1)

Большая комета 1861 года (C/1861 J1)

ВЕЛИКИЕ КОМЕТЫ

Большая комета 1881 года (C/1881 K1)

Большая сентябрьская комета 1882 года (C/1882 R1)
    Большая сентябрьская комета 1882 года - ярчайшая комета XIX века, и одна из самых ярких за последнее тысячелетие, благодяря чему получила название «Большой кометы». Она была замечена 1 сентября сразу несколькими наблюдателями. До начала марта 1883 года её легко можно было увидеть невооружённым глазом, некоторое время она была видна даже при свете дня. Эта комета относится к группе околосолнечных комет Крейца, орбиты которых проходят вблизи поверхности Солнца. После перигелия, по свидетельствам наблюдателей, её ядро разделилась сначала на 2, а потом на 4-5 частей. Последнее наблюдение кометы с научными целями проводилось 1 июня 1883 года.

ВЕЛИКИЕ КОМЕТЫ

Большая комета 1901 года (C/1901 G1)

Большая январская комета 1910 года, дневная комета (C/1910 A1)
    Большая январская комета 1910 года, или Дневная комета, официальное обозначение C/1910 A1 - яркая комета, появившаяся в январе 1910 года. По яркости превзошла Венеру.
    В тот же год, в мае, на небе можно было видеть другую большую комету - комету Галлея.

Комета Галлея (1P/1909 R1) - 1910, а также множество более ранних появлений

Комета Скьеллерупа - Маристани (C/1927 X1) - 1927

Комета Аренда - Ролана (C/1956 R1) - 1957
    Комета Аренда - Ролана была открыта 8 ноября 1956 г. бельгийскими астрономами С. Арендом и Ж. Роланом по фотографиям. Это была восьмая комета открытая в 1956 г., и она была названа Аренда-Ролана 1956h в честь ее первооткрывателей. Поскольку это была третья комета, проходившая через перигелий в 1957 г., впоследствии она была переименована в 1957 III. В итоге Международный астрономический союз присвоил ей обозначение C/1956 R1 (Arend-Roland), с добавлением 'C/', обозначающим, что это долгопериодическая комета и R1, обозначающим, что это была первая комета обнаруженная в течение половины месяца, обозначенного буквой R (то есть в период с 1 по 15 сентября).

Комета Секи - Лайнса (C/1962 C1) - 1962

Комета Икея - Секи (C/1965 S1) - 1965
    Комета Икэя - Сэки, C/1965 S1 (Ikeya - Seki) - долгопериодическая комета, которую независимо друг от друга открыли японские наблюдатели Каору Икэя и Цутому Сэки. Впервые наблюдалась 18 сентября 1965 года как слабый телескопический объект. Первые вычисления её орбиты показали, что 21 октября она пройдёт на расстоянии всего около 450 тыс. км над поверхностью Солнца и, возможно, станет чрезвычайно яркой.
    Ожидания оправдались: когда комета приблизилась к перигелию, наблюдатели сообщали, что она была ясно видна на дневном небе рядом с Солнцем. В Японии комета проходила перигелий в полдень по местному времени, и имела звёздную величину -17m, то есть в 60 раз ярче полной луны. Комета Икэя - Сэки оказалась одной из ярчайших комет в последнем тысячелетии, и потому иногда её называют «Большой кометой 1965 года».
    Незадолго до прохождения перигелия комета распалась на три части. Три фрагмента продолжали двигаться по почти идентичным орбитам, и комета вновь стала видна на утреннем небе в конце октября, демонстрируя очень яркий хвост. В начале 1966 года комета перестала наблюдаться, поскольку направлялась во внешнюю часть Солнечной системы.
    Комета Икэя - Сэки относится к семейству околосолнечных комет Крейца, для которых характерно исключительно малое перигелийное расстояние, и которые, возможно, являются фрагментами одной большой кометы, которая разрушилась в 1106 году.

Комета Беннетта (C/1969 Y1) - 1970

Комета Уэста (C/1975 V1) - 1976

Комета Хякутакэ (C/1996 B2) - 1996
    Комета Хякутакэ, официальное название C/1996 B2 (Hyakutake) - долгопериодическая комета, открытая 30 января 1996 года японским астрономом-любителем Юдзи Хякутакэ. В марте 1996 года комета прошла сравнительно близко от Земли (её подход был одним из максимальных сближений комет с Землёй за последние 200 лет). Комета была очень яркой и легко наблюдалась невооружённым глазом в ночном небе, благодаря чему получила название «Большой кометы 1996 года». На некоторое время комета Хякутакэ затмила комету Хейла - Боппа, которая в это время приближалась к внутренней области Солнечной системы.
    Наблюдение за кометой Хякутакэ привело к нескольким научным открытиям. Наиболее удивительным для учёных стало впервые обнаруженное рентгеновское излучение кометы, вызванное, вероятно, взаимодействием ионизированного солнечного ветра с нейтральными атомами в коме кометы. Кроме того, космический аппарат «Улисс» неожиданно для всех пересёк хвост кометы Хякутакэ на расстоянии более 500 млн км от ядра.
    До последнего прохода кометы Хякутакэ через Солнечную систему её орбитальный период был равен 17 000 лет, но после взаимодействия с гравитационным полем планет-гигантов он увеличился до 70 000 лет или большего.

Комета Хейла - Боппа (C/1995 O1) - 1997
    Комета Хейла - Боппа (C/1995 O1) - долгопериодическая комета, которая стала, возможно, самой «наблюдаемой» кометой XX века, и одной из самых ярких за несколько последних десятилетий. Она была видима невооружённым глазом рекордный срок - 18 месяцев, и это в два раза больше предыдущего рекорда, установленного Большой кометой 1811 года.
    Комета была открыта 23 июля 1995 года на очень большом расстоянии от Солнца (около 7,2 а. е.), позволяя предположить, что она будет довольно яркой и при подлёте к Земле. И хотя яркость комет очень трудно предсказать с какой-либо степенью точности, эта комета оправдала и превзошла ожидания, когда прошла перигелий 1 апреля 1997 года. Иногда её называют «Большой кометой 1997 года».
    Появление кометы Хейла - Боппа также вызвало смятение среди людей, которого не наблюдалось долгое время. Широкую огласку получили слухи, что за кометой летит корабль пришельцев. Эти же слухи стали толчком к массовому самоубийству среди последователей нового религиозного движения «Врата рая».

Комета Макнота (C/2006 P1) - 2007
    Комета Макнота (C/2006 P1), также известная как Большая комета 2007 года - долгопериодическая комета, открытая 7 августа 2006 года британско-австралийским астрономом Робертом Макнотом в рамках обзора Сайдинг-Спринг. Стала самой яркой кометой за последние 40 лет. Жители южного полушария могли легко её наблюдать невооружённым глазом в январе и феврале 2007 года. В январе 2007 года звёздная величина кометы достигла -6,0; комета была видна повсеместно при свете дня, а максимальная длина хвоста составила 35 градусов. Размер ядра кометы оценивается в диаметре не более 25 км.

Комета ISON (C/2012 S1) - 2013