Астероиды - космические лилипуты
Лилипуты
Хронология
Малые тела Солнечной системы

Многообразие астероидов

Программы поиска малых тел Солнечной системы

Самые значимые/результативные программы по поиску малых тел на просторах Солнечной системы:

- PLS (поиск слабых малых планет Солнечной системы)
    - T1S/T2S/T3S (обзор троянских астероидов)
    - PCAS (астероиды пересекающие орбиты планет)
    - NEAT (обзор околоземных астероидов)
    - LINEAR (отслеживание околоземных астероидов)
    - LONEOS (поиск околоземных объектов)
    - CSS (поиск околоземных астероидов)
    - SSS (поиск околоземных астероидов и комет)
    - DES (поиск объектов пояса Койпера)
    - Spacewatch (поиск и открытие малых тел)
    - BATTeRS (обнаружение и наблюдение околоземных астероидов, комет и космического мусора)
    - UDAS (поиск астероидов)
    - UESAC (поиск новых спутников Юпитера, открытие новых астероидов и комет)
    - CINEOS (открытие новых астероидов и комет)
    - ODAS (поиск околоземных астероидов)
    - NEOWISE
    - Pan-STARRS

Количество околоземных объектов, обнаруженных различными проектами
ПОИСК МАЛЫХ ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Рассмотрим немного подробнее каждый обзор/программу:

(1960 год) PLS
    Паломар-лейденское обозрение слабых малых планет

Паломар-лейденское обозрение слабых малых планет (Palomar-Leiden Survey of Faint Minor Planets) - голландско-американский проект по поиску малых планет с большой (до 20m) видимой величиной. Он проводился в 1960 году (24, 25, 26, 27, 28, 29 сентября и 17, 22, 24, 25, 26 октября) голландскими астрономами Корнелисом ван Хаутеном и Ингрид ван Хаутен-Груневельд совместно с Томом Герельсом в Паломарской обсерватории.
    Этот проект, позволивший открыть 2369 астероидов, из которых 2253 нумерованных (по состоянию на 3 февраля 2010), был самым продуктивным за всю предшествующую историю поиска астероидов. Поэтому астероидам, открытым в рамках этого проекта присваивалось специальное обозначение № P-L (№ - порядковый номер астероида в рамках проекта).

1,2-метровый телескоп Самуэля Ошина
ПОИСК МАЛЫХ ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Проект использовал шмидтовский 1,2-метровый телескоп Самуэля Ошина, расположенный в Паломарской обсерватории. В течение 11 ночей делались снимки на стеклянных фотопластинках производства «Kodak» размером 35,6х35,6 см и толщиной 1 мм. Выдержка составляла от 10 до 40 минут. В общей сложности было получено 130 качественных снимков, которые в последующем изучались с помощью компаратора. В настоящее время ведётся оцифровка архива фотопластинок проекта.

Паломар-лейденские обозрения троянских астероидов
    Паломар-лейденское обозрение троянских астероидов (Palomar-Leiden Trojan Surveys) - три голландско-американских проекта по поиску малых планет, нацеленные, в основном, на обнаружение троянских астероидов Юпитера.
    Эти проекты вели те же учёные, которые участвовали в 1960 году в P-L Survey: голландские астрономы Корнелис ван Хаутен и Ингрид ван Хаутен-Груневельд, а также Том Герельс.

Здание с 1,2-метровым телескопом Самуэля Ошина
ПОИСК МАЛЫХ ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

В ходе трёх проектов открыто около 3600 троянцев. Астероидам, открытым в рамках этих проектов присваивались специальные обозначения (№ - порядковый номер астероида в рамках проекта): № T-1, № T-2, № T-3.

(1971 год) T1S
    Первое паломар-лейденское обозрение троянцев

Первое паломар-лейденское обозрение троянцев исследовало точку Лагранжа L5 Юпитера. Оно проводилось в 1971 году (24, 25, 26, 27 марта; 2 и 16 апреля; 13, 14 и 16 мая). За 9 ночей получено 54 качественных фотопластинки. Открыто 746 астероидов, из которых 741 нумерованных (по состоянию на 3 февраля 2011).

Обзор неба T1S

(1973 год) T2S
    Второе паломар-лейденское обозрение троянцев

Второе паломар-лейденское обозрение троянцев исследовало точку Лагранжа L4 Юпитера. Оно проводилось в 1973 году (19, 20, 24, 25, 29, 30 сентября; 4 и 5 октября). За 8 ночей получено 76 качественных фотопластинок. Открыто 1396 астероидов, из которых 1343 нумерованных (по состоянию на 3 февраля 2011).

Обзор неба T2S

(1977 год) T3S
    Третье паломар-лейденское обозрение троянцев

Третье паломар-лейденское обозрение троянцев исследовало точку Лагранжа L5 Юпитера. Оно проводилось в 1977 году (7, 11, 12, 16, 17, 21, 22 октября). За 7 ночей получено качественных 68 фотопластинок. Открыто 1430 астероидов, из которых 1322 нумерованных (по состоянию на 3 февраля 2011).

Обзор неба T3S

(1973-1995 года) PCAS
    Паломарское обозрение астероидов, пересекающих орбиты планет

Паломарское обозрение астероидов, пересекающих орбиты планет (Palomar Planet-Crossing Asteroid Survey) - проект по поиску астероидов, который действовал с 1973 года по июнь 1995 года. Проект был иницирован Элеонорой Хелин и Юджином Шумейкером. В рамках проекта PCAS открыто несколько тысяч астероидов.
    В 1983 году появился параллельный дочерний проект Паломарское обозрение астероидов и комет (Palomar Asteroid and Comet Survey, PACS).
    Проект использовал 46-тисантиметровый телескоп системы Шмидта. Для обнаружения астероидов на фотопластинках использовался специально сконструированный стереомикроскоп.

(1995-2007 года) NEAT
    Отслеживание околоземных астероидов

NEAT (Near-Earth Asteroid Tracking) - проект Лаборатории реактивного движения НАСА по поиску околоземных объектов. Проект NEAT действовал с декабря 1995 года до апреля 2007 года. Изначально руководителем проекта была Элеонора Хелин (до 2002 года), работавшая вместе со Стивеном Правдо и Дэвидом Рабиновичем.
    В рамках проекта NEAT открыто 26630 астероидов и 54 кометы.
    Проект NEAT имел соглашение о сотрудничестве с ВВС США, чтобы использовать телескоп GEODSS, расположенный на вулкане Халеакала (остров Мауи, Гавайи). Для этого телескопа коллективом NEAT была сконструирована ПЗС-матрица 4096x4096 пикселей с полем обзора 1,2°x1,6°. Код обсерватории GEODSS в рамках проекта NEAT - «566».

Обсерватория космического наблюдения, вулкан Халеакала
ПОИСК МАЛЫХ ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

С апреля 2001 проект также задействовал 1,2-метровый телескоп Самуэля Ошина в Паломарской обсерватории. Для этого его оснастили 112 ПЗС-матрицами 2400х600 пикселей каждая.
    Код Паломарской обсерватории в рамках проекта NEAT - «644».
    В начале 2005 года в честь проекта был назван астероид (64070) NEAT.

(1996 - ...) LINEAR
    Лаборатория поиска околоземных астероидов имени Линкольна

Лаборатория LINEAR (Lincoln Near-Earth Asteroid Research) - совместный проект Военно-воздушных сил США, НАСА и Лаборатории Линкольна Массачусетского технологического института, созданный для систематического открытия, изучения и отслеживания орбит и характеристик околоземных астероидов.
    Начальные испытания начались в 1972 году. В начале 1980-х был построен опытный образец: ETS (Экспериментальная испытательная система) в Нью-Мексико. Программа LINEAR начала вести наблюдения за околоземными астероидами, используя Наземную электронно-оптическую систему слежения за дальним космосом (GEODSS) (Ground-based Electro-Optical Deep Space Surveillance) - однометровый телескоп, построенный в 1996 году. Такие широкоугольные телескопы были разработаны для наблюдения с Земли за искусственными спутниками.

Lincoln Near-Earth Asteroid Research
ПОИСК МАЛЫХ ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

С марта по июль 1997 использовалась ПЗС-матрица размером 1024х1024 пикселов, которая покрывала всего 1/5 поля зрения телескопа. В октябре 1997 была установлена матрица 1960х2560 пикселов, которая покрывала уже половину поля зрения.
    С 1998 по 2003 год лаборатория была основным местом по открытию новых астероидов.
    По данным на 31 декабря 2007 года, в LINEAR:
    - наблюдалось 5 370 805 объектов,
    - обнаружено 226 193 новых астероидов, в том числе 2019 околоземных астероидов,
    - обнаружено 236 комет.
    Все открытия LINEAR были сделаны с применением автоматизированных телескопов.

(1998 - 2008 года) LONEOS
    Поиск околоземных объектов в Обсерватории Лоуэлла

Поиск околоземных объектов в Обсерватории Лоуэлла (Lowell Observatory Near-Earth-Object Search) - проект обсерватории Лоуэлла по поиску околоземных астероидов и комет. Руководителем проекта был Тед (Эдвард) Боуэлл. Проект LONEOS действовал с 1993 года до февраля 2008 года.

Обсерватория Лоуэлла
ПОИСК МАЛЫХ ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

В рамках проекта LONEOS с 1998 по 2008 годы открыто 19379 объектов.
    Проект использовал 62-ти сантиметровый телескоп системы Шмидта, размещённый в Обсерватории Лоуэлла на станции Андерсон-Меса (Аризона, США). Телескоп оснастили 16-ти мегапиксельной ПЗС-матрицей с полем обзора 2,88°x2,88°.

(с 1998 года) CSS
    Каталинский небесный обзор

Каталинский небесный обзор (Catalina Sky Survey) - астрономический обзор, один из трех обзоров входящих в объединение Обзор Каталина (еще в него входят обзоры Сайдинг-Спринг и Маунт-Леммон). Основной задачей данного объединения является выявление 90% околоземных астероидов размером более 140 метров (программа финансируется Конгрессом США).
    Обзор основан и принадлежит обсерватории Steward Аризонского университета. Сейчас обзор за одну ночь наблюдений охватывает более 800 квадратных градусов. Также существует южная часть обзора - Обзор Сайдинг-Спринг в Австралии.

Маунт-Леммон
ПОИСК МАЛЫХ ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Инструменты обзора: телескоп системы Шмидта (D = 0,4 м, F = 0,6 м) + ПЗС-камера (4000x4000) - первый инструмент обсерватории (с апреля 1998 года) и телескоп системы Шмидта (D = 0,68 м, F = 0,76 м) + ПЗС-камера (4096x4096 пикселей): поле зрения = 3,9°x3,9°, стандартное проницание во время обзоров 19,7 V - основной инструмент обсерватории (с ноября 2003 года)
    Основные цели обзора это поиск околоземных астероидов и поиск транзиентов: сверхновые звезды, катаклизмические переменные.
    Основные достижения:
    - объединение Обзор Каталина с 2005 года является самым активным открывателем околоземных астероидов
    - открыто более сотни вспышек сверхновых и катаклизмических переменных
    - открыто 92 кометы

(с 1998 года) SSS
    Обзор Сайдинг-Спринг

Обзор Сайдинг-Спринг - наблюдательный проект по поиску околоземных астероидов и комет, реализуемый с 1998 года в обсерватории Сайдинг-Спринг, Австралия.
    Данный обзор является южной частью проекта Обзор Каталина, расположенного в США. Обзор Сайдинг-Спринг организован двумя университетами: Аризонский университет и Австралийский национальный университет при финансовой поддержке НАСА.

Обсерватория Сайдинг-Спринг

Основные достижения:
    - открытие 73 новых комет (по состоянию на октябрь 2010 года)
    - открытие Большой кометы 2007 года (C/2006 P1 (Макнота))
    - открытие около 400 околоземных астероидов (за 1998-2011 года наблюдений)

(1998 - 2003 года) DES
    Глубокий обзор эклиптики

Глубокий обзор эклиптики (Deep Ecliptic Survey) - проект по поиску объектов пояса Койпера, с использованием средств Национальной оптической астрономической обсерватории (NOAO) в Национальной обсерватории Китт-Пик. Глава проекта - Боб Миллис. Проект действовал с 1998 до конца 2003 года.

Национальная обсерватория Китт-Пик
ПОИСК МАЛЫХ ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Обзор покрыл почти 600 квадратных градусов небесной сферы с чувствительностью 22,5m, то есть, должно было быть обнаружено более 50% объектов в пределах такой видимой величины. В итоге удалось выявить 468 объектов (движущихся медленнее 15"/ч), из которых 272 получили официальные обозначения.
    Обзор также установил среднюю плоскость пояса Койпера и ввёл новое формальное определение динамических классов транснептунных объектов.

(с 1980 года) Spacewatch
    Поиск и открытие малых тел Солнечной Системы

Spacewatch - это проект университета Аризоны, целью которого является поиск и открытие малых тел Солнечной Системы.
    Проект был основан в 1980 году профессором Томом Герельсом в Китт-Пикской обсерватории, а сейчас его возглавляет доктор Роберт Макмиллан.
    Были использованы следующие инструменты: 0,91-м f/3 рефлектор (код обсерватории: 691, поле зрения: 2,9 кв. градуса) и 1,8-м f/2,7 рефлектор (код обсерватории: 291, поле зрения: 0,78°)
    Открытия, совершённые в рамках этого проекта, весьма разнообразны. Было обнаружено:
    - несколько неизвестных ранее околоземных астероидов 1991 VG, 1997 XF11
    - астероидов из группы Кентавров (5145) Фол, (7066) Несс, (8405) Асбол
    - несколько объектов пояса Койпера (20000) Варуна, (55637) 2002 UX25
    Вновь был открыт астероид (719) Альберт, который до этого времени почти 90 лет считался потерянным. Кроме того, была открыта периодическая комета 125P/Spacewatch. Один из спутников Юпитера - Каллирое - также обязана своим открытием этому проекту. В честь данного проекта был назван один из астероидов главного пояса - (4255) Spacewatch, кстати тоже открытый в рамках данного проекта.

(с 2000 года) BATTeRS
    Бисэйский телескоп сопровождения астероидов

Бисэйский телескоп сопровождения астероидов для быстрых обзоров (Bisei Asteroid Tracking Telescope for Rapid Survey, BATTeRS) - астрономический обзор, основанный в 2000 году в обсерватории Бисэйской станции космического патруля (Япония). Основная цель обзора: обнаружение и наблюдение околоземных астероидов, комет и космического мусора. В ходе обзора было открыто 204 астероида и одна комета.

Бисэйской станции космического патруля

(1999 - 2005 года) UDAS
    Уппсала-DLR астероидный обзор

Уппсала-DLR астероидный обзор (Uppsala-DLR Asteroid Survey) - астрономический обзор, проводившийся с 1999 по 2005 года в Обсерватории Квистаберг (Швеция), являющейся филиалом Уппсальской астрономической обсерватории. Проект реализовался совместно с Германским центром авиации и космонавтики (DLR).
    В обзоре был задействован телескоп системы Шмидта (D = 100/135 см, F = 300 см, установлен в 1963 году) - второй по величине телескоп Шмидта на момент создания + 2048х2048 пикселей.

Обсерватория Квистаберг

Основные достижения:
    - открыто 209 астероидов с 1999 по 2005 года, которые уже получили постоянное обозначение
    - 38754 астрометрических измерений опубликовано с 1973 по 2007 года (тут не только наблюдения в рамках обзора, но и все что были выполнены в обсерватории)
    - открытие одного околоземного астероида: 2001 FX9

(1992 - 1993 года) UESAC
    Астероидный и кометный обзор Уппсала-ESO

Астероидный и кометный обзор Уппсала-ESO (Uppsala-ESO Survey of Asteroids and Comets) - астрономический обзор, который проводился в 1992-1993 годах в Южной Европейской Обсерватории (Чили) и в Англо-Австралийской обсерватории (территориально это Обсерватория Сайдинг-Спринг, Австралия). Обработка данных проходила в Уппсальской астрономической обсерватории. Работа была опубликована в 1996 году. В ходе работы обзора было открыто множество ранее не известных астероидов. Было сделано более 15 000 астрометрических измерений на основе 74 фотопластинок и вычеслены орбиты для 2500 новых астероидов. Основной задачей обзора были наблюдения малых спутников Юпитера, поэтому в центре выбранной области неба размером 16х16 градусов располагался Юпитер. Съемка проводилась 2 года в период противостояния планеты-гиганта.
    Направления исследований:
    - астрометрирование спутников Юпитера
    - поиск новых спутников Юпитера
    - открытие новых астероидов и комет
    - астрометрические измерения астероидов и комет
    Открыто 1112 астероидов с 1992 по 1993 года, которые на данный момент получили постоянные обозначения. Съемка проходила в периоды противостояния Юпитера

(2001 - 2005) CINEOS
    Обзор околоземных астероидов из Кампо-Императоре

CINEOS (Campo Imperatore Near-Earth Object Survey) - программа по поиску околоземных объектов, которая реализовывалась с 2001 по 2005 годы в специальной обсерватории, основанной в 1990 году на плато Кампо-Императоре горного массива Гран-Сассо. Обсерватория Кампо Императоре является наблюдательной станцией Обсерватории Рима. В проекте также приняла участие Обсерватория Турина. Программе был присвоен собственный код обсерватории Центра малых планет 599. Основной целью был поиск Атонов и объектов внутри земной орбиты при обследовании областей неба с малой солнечной элонгацией.

Campo Imperatore Near-Earth Object Survey

Основные достижения:
    - с августа 2001 года по ноябрь 2004 года в рамках программы CINEOS было открыто 1500 астероидов, из которых 6 околоземных и один Кентавр.
    - Открытие кометы 167P/CINEOS.

(1996 - 1999 года) ODAS
    Астероидный обзор OCA-DLR

Астероидный обзор OCA-DLR (ODAS) - астрономический обзор, работавший с октября 1996 года по апрель 1999 года в обсерватории CERGA, Грас (округ), Приморские Альпы (департамент), Франция.
    Проект был совместно реализован Обсерваторией Лазурного берега и Германским центром авиации и космонавтики. Основной задачей проекта был поиск околоземных астероидов. Проект был начат в октябре 1996 года, в апреле 1999 года был закрыт на реконструкцию телескопа, но так и не был возобновлен. Наблюдения проводились в течение 15 дней около новолуния. При хорошей прозрачности проницание составляло от 21,5 до 22,0 m, а в обычные ночи проницание составляло между 20 и 21 зв. вел.

Обсерватория CERGA

- открытие 895 нумерованных астероидов
    - открытие 1 кометы: 198P/ODAS
    - открытие 5 околоземных астероидов: (189011) Ogmios, 1997 XV11, (16912) Rhiannon, 1998 SJ2, 1998 VD31
    - открытие 8 астероидов, пересекающих орбиту Марса: 1997 OH, (168385) 1997 RH4, (99915) 1997 TR6, (16868) 1998 AK8, (17744) Jodiefoster, 1998 DA13, 1998 QX104, 1998 SZ11

(с 2009 года) NEOWISE
    Широкоугольный инфракрасный обзорный исследователь

Wide-Field Infrared Survey Explorer, или WISE (Широкоугольный инфракрасный обзорный исследователь) - инфракрасный космический телескоп НАСА, запущенный на околоземную орбиту 14 декабря 2009 года с целью получения обзора всего неба в инфракрасном диапазоне.
    Главной задачей WISE является полный обзор неба в четырёх ИК-диапазонах в поисках таких объектов как: ультраяркие инфракрасные галактики, коричневые карлики, астероиды и кометы, сближающиеся с Землёй.
    Размеры космического телескопа: 2,85х2,00х1,73 метра, стартовая масса 662 кг. Объём бортовой флеш-памяти 96 Гбайт. Стоимость проекта составляет около 320 млн долларов США. Код обсерватории космического телескопа WISE - C51.
    Программа поиска по снимкам телескопа WISE объектов, сближающихся с Землёй, получила название NEOWISE.
    Темп обнаружений в сутки составит порядка 1000 новых астероидов главного пояса и 1-3 околоземных объекта. Соседние кадры (с экспозицией по 8,8 с, с интервалом в 11 с) будут перекрываться на 10% по склонению и на 90% по прямому восхождению, в результате любой типичный объект Солнечной системы попадёт на 10-12 кадров с интервалом в 3 часа за период около 1,5 суток. Проницание по типичным астероидам достигнет 21-й - 22-й звёздной величины в пересчёте на визуальный блеск (полоса пропускания V по Джонсону).
    WISE не будет в состоянии обнаружить объекты пояса Койпера, поскольку их температура слишком низка.
    По состоянию на 27 января 2011 года космический телескоп WISE открыл 17 комет и 131 околоземный астероид, из которых 21 является потенциально опасными астероидами. Так же за год наблюдений было открыто более 33000 астероидов из главного пояса.

Pan-STARRS
    Система телескопов панорамного обзора и быстрого реагирования

Pan-STARRS (Panoramic Survey Telescope and Rapid Response System) - реализуемая автоматическая система из 4 телескопов, которая будет видеть объекты в сто раз менее яркие (до 24-й звёздной величины), чем те, что доступны сегодняшним автоматическим обзорам. Это позволит обнаруживать 99% пересекающих земную орбиту астероидов, обладающих поперечником свыше 300 м.
    Система телескопов Pan-STARRS будет расположена на вершине вулкана Мауна-Кеа на острове Гавайи. Ей будет доступно 3/4 всего неба, или 30 000 квадратных градусов. Вся доступная область неба будет сканироваться три раза в месяц. Одиночный кадр будет иметь выдержку 30 секунд. Одна и та же область неба будет повторно сниматься с интервалом в несколько десятков минут. После каждого сканирования будет получено несколько терабайт данных для анализа: из многообразия астрономических объектов будут выбраны те, которые движутся или меняют свой блеск.
    Телескопы Pan-STARRS будут иметь большой угол обзора (большое поле зрения) - 7 квадратных градусов (квадрат со стороной 2,6°), что позволит покрыть небо относительно небольшим количеством снимков.

Pan-STARRS-1 (PS1)
ПОИСК МАЛЫХ ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

В проект входят четыре телескопа с зеркалами диаметром по 1,8 м каждый и 1,4-гигапиксельными ПЗС-камерами. Первые 2 телескопа проекта - Pan-STARRS-1 (PS1) и Pan-STARRS-2 (PS2) уже построены. Эта программа - наиболее важный телескопический проект Гавайского университета за последние 30 лет.