Марс - Красная Звезда

Марс - красная звезда
Наиболее впечатляющие открытия Марса

Крутые утесы на Марсе
Mars Express
У северного полюса Марса на 2 км в высоту тянутся вертикальные утесы. Утесы Красные области на снимке марсианской северной полярной шапки - это скалисто-песчаные участки поверхности, белые - участки, покрытые льдом. Состав темных областей пока неизвестен, но предполагается, что он включает в себя вулканический пепел. Утесы граничат с вулканической кальдерой (кальдера - обширная овальная или круглая котловина вулканического происхождения). Хотя склоны марсианских утесов очень крутые, в нашей солнечной системе встречаются обрывы и покруче: каньон Колка на Земле имеет глубину 3,4 км, скала Верона Рупес на спутнике Урана Миранде - глубину 20 км. Снимок получен с помощью стереокамеры с высоким разрешением и обработан цифровым методом для получения перспективного вида. Стереокамера установлена на борту автоматического космического аппарата Марс Экспресс, запущенного Европейским Космическим Агентством, и находится в настоящее время на орбите вокруг Марса.
     Выход пород Мафусаил на Марсе
Марсоход Spirit
Мафусаил Какова история выхода горных пород, названного Мафусаил? Необычная группа скал видна слева на этом изображении, полученном марсоходом Спирит, который продолжает исследования Марса. Мафусаил был обнаружен во время маневрирования на холмистой местности. Внимание группы ученых, работающих с марсоходом, привлекла необычная структура из множества слоев. Это цветное изображение было получено около трех недель назад, и за это время Спирит подъехал ближе к этому образованию, чтобы лучше рассмотреть его. На изображении вверху справа виден также другой выход горных пород, получивший название "Наблюдательный пункт Ларри", а слева на дальнем фоне - большой холм Кларк. Справа видна гораздо более далекая вершина холмов Колумбия.
     Необычные плиты на Марсе
Mars Express
Что это за необычные плиты на Марсе? В настоящее время наиболее вероятной представляется гипотеза, Замерзшие плиты что это - льдины, которые плавали на поверхности недавно замерзшего моря, которое затем было покрыто пылью. Необычные плиты были недавно сфотографированы аппаратом Европейского космического агентства Марс-Экспресс, который в настоящее время обращается вокруг Марса. Эта область находится около марсианского экватора, далеко от полярных шапок Марса. Вода или лед, находящиеся далеко от полюсов, быстро испарились бы прямо в атмосферу, если бы их не покрыла пыль. То, что изображенные здесь плиты действительно являются покрытыми пылью льдинами, подтверждает также их внешнее сходство с айсбергами у берега Антарктиды, с близкими разломами на поверхности, из которых могли вытекать грунтовые воды, а также небольшая глубина кратеров, причиной которой может быть их заполнение каким-то веществом. Если все это верно, то небольшое число кратеров свидетельствует, что вода могла течь по поверхности Марса всего пять миллионов лет назад.
     Белые каменные пальцы на Марсе
Mars Odissey
Почему на Марсе образовались такие необычные белые скалы? Была интригующая возможность, Мафусаил что это - отложения соли, оставшиеся на дне высохшего древнего озера. Однако подробное изучение этих "пальцев" показало, что это - всего лишь вулканический пепел. Точное исследование цвета этих образований указывает на вулканическое происхождение. Очевидно, светлое вещество выветривалось с окружающих областей, что указывает на породу с очень малой плотностью и согласуется с гипотезой о пепле. Сильный контраст между скалами и окружающим песком подчеркивается необычно темным цветом песка. Это изображение было получено Системой изображения теплового излучения (Thermal Emission Imaging System) на борту космического аппарата Марс Одиссей, которй в настоящее время находится на орбите Марса. Изображение охватывает область размером около 10 километров внутри гораздо большего кратера.
     Буря на полюсе Марса
Mars Global Surveyor
Эта фотография, полученная с околомарсианской орбиты Буря космическим аппаратом Mars Global Surveyor, запечатлела огромную бурю, источник которой находится на северной полярной шапке Марса. С приходом лета в северное полушарие такого рода пыльные бури становятся обычным явлением. Белого цвета участки на снимке представляют собой не что иное как сухой лед - углекислый газ в твердом состоянии, покрывающий большую часть крайнего севера Марса. С началом таяния северной полярной шапки возникает разность температур между холодным замерзшим льдом и уже растаявшей областью, вызывая ураганные вихри в пограничной области. В центре бури хорошо видна порождающая симметричные вихри струя длиной около 900 километров. Хотя скорость ветра может достигать 100 километров в час, из-за разреженности марсианской атмосферы бури, подобные изображенной здесь, менее разрушительны по своим последствиям, чем у нас.
     Весенние пылевые бури на северном полюсе Марса
Mars Global Surveyor
Весна Сезонные изменения, связанные с наступлением весны, достигли в мае северного полюса Марса и, как обычно, принесли с собой пылевые бури. Когда северная полярная шапка начинает таять, возникает разность температур между холодной областью и областью оттепели. Из-за этого в пограничной области дуют ураганные ветры. На изображении, полученном космическим кораблем Глобал Сюрвейор, который в настоящее время находится на орбите вокруг Марса, белым цветом представлен лед в виде двуокиси углерода. Он покрывает основную часть северной полярной области. На рисунке можно различить облачные структуры, соответствующие по крайней мере трем пылевым бурям. На планете очень часто происходят сильные пылевые бури.
     Вулканы на Марсе: область Элизий
Mars Global Surveyor
Вулканы Вы видите изображение вулканической области Элизий на Марсе, показанное в искусственных цветах. Изображение получено широкоугольной камерой аппарата Марс Глобал Сервейор. Направление на север вверх, Солнце освещает этот пейзаж из нижнего правого угла. Светлые облака парят над более северным куполообразным вулканом Хекетес Толус. Щитовой вулкан на горе Элизий расположен в 400 км южнее в центре картинки. Еще южнее находится другой куполообразный вулкан, Албор Толус, с широким жерлом на вершине или кальдерой. Марс почти в два раза меньше Земли, но на нем имеется много вулканов - наибольший из которых заставляет казаться маленькими вулканы на Земле. Но все вулканы Марса уже давно спят и не проявляют ни какой активности. На Марсе нет даже марсотрясений.
     День пятый: почтовая открытка с Марса
Spirit
Открытка Марсианский средний солнечный день называется Сол. Он на 39 минут длиннее земных суток. Марсоход "Спирит", работающий по марсианскому времени, передал на Землю цветное изображение, полученное в 5-й Сол его пребывания на Марсе. Эта часть мозаики с высоким разрешением отображает дно кратера Гусева и представляет собой вид на север. В центре находится круглое углубление шириной 9 м, получившее название Сонная ложбина. Внутри ее видны круглые темные отметины - возможно, следы от воздушных мешков на посадочном модуле, когда он отскакивал от поверхности Марса. На переднем плане рядом с крылом марсохода, снабженным солнечными батареями, на почве видны другие метки, по-видимому, также оставленные воздушными мешками "Спирита".
     Долина Маринера вблизи
Mars Express
14 января 2004, смотря вниз с орбиты, космический аппарат ESA Марс- Экспресс Открытка просканировал полосу размером 1700 на 65 километров поперек долины Маринера - марсианского Большого каньона - с помощью своей замечательной стереокамеры высокого разрешения. Эта эффектная картинка - реконструкция части просканированной области на основании цветных стереоизображений, показывающих эту неровную местность с разрешением 12 метров на пиксел. Присоединившись к аппаратам Марс Глобал Сервейор и Марс Одиссей, Марс-Экспресс обращается вокруг красной планеты с 25-го декабря, передавая научные данные, работая как ретранслятор и даже проводя совместные наблюдения атмосферы с марсоходом НАСА "Спирит" , находящимся на поверхности. Посадочный модуль Бигль-2 отделился от Марс-Экспресса 25-го декабря и должен был совершить посадку, однако до сих пор сигналы от него не поступили.
     Древние вулканы на Марсе
Mars Global Surveyor
Обнаружение древних окаменевших остатков марсианских микробов Древние вулканы в метеоритах и связанных с жидкой водой образований на поверхности Марса пока остаются спорными вопросами. Но существование вулканов уже давно установлено наблюдениями Красной планеты с космических аппаратов. На Марсе находятся самые большие вулканы в солнечной системе. На этом цветном изображении, построенном на основании данных, полученных в марте космическим аппаратом Mars Global Surveyor, видны два вулкана - Церауниус Толус (Ceraunius Tholus) (слева) и Ураниус Толус (Uranius Tholus). Это сравнительно небольшие вулканы, они находятся к северу от области Тарсис, где расположены действительно большие марсианские вулканы. Церауниус Толус примерно равен по размеру Большому Острову в Гавайских островах на планете Земля. Ударные кратеры, покрывающие вулканический марсианский рельеф, показывают, что эти вулканы не были активными уже очень долгое время. Север находится справа, а Солнце освещает поверхность со стороны верхнего левого угла. На нижнем левом склоне Церауниус Толус видна светлая полоса пыли, появившаяся после последней глобальной пылевой бури. Кратер на вершине этого вулкана имеет диаметр около 25 километров.
     Древние слоистые отложения на Марсе
Mars Global Surveyor
Что изображено на этом снимке - Марс или Земля? Как ни странно, Слоистые отложения это изображение Марса. То, что напоминает земную береговую линию, в действительности образовано древними слоистыми породами и нанесенным ветром марсианским песком. Представленный на снимке участок имеет в поперечнике около трех километров и расположен в кратере Скиапарелли. Как возникли сами слои осадочных пород — остается пока предметом исследования. Более или менее убедительные гипотезы предполагают, что в древние времена они сформировались под действием либо проточной воды, либо нанесенного ветрами песка. Позднее ветра и песчаные бури сгладили и разрушили эти структуры. То, что кажется "водой" на дне, в действительности является просто темным песком. Этот снимок был сделан аппаратом Mars Global Surveyor, который на сегодняшний день передал уже более 100 000 изображений.
     Заиндивевший кратер на Марсе
Mars Global Surveyor
Слоистые отложения На марсианском юге наступила осень и совсем как на Земле вместе с похолоданием на поверхности планеты начались сезонные заморозки. Морозы на Марсе бывают чрезвычайно свирепыми, а температура на поверхности может опускаться до минус ста градусов по шкале Цельсия. Эта подробная цифровая мозаика кратера Ловелл, что расположен на 52 градусе южной марсианской широты, составлена из снимков, сделанных 17 октября с борта автоматической межпланетной станции Марс Глобал Сервейор. Видно, что дно 201-километрового кратера начало покрываться белесым инеем. Сильно выветрившиеся стенки свидетельствуют о сравнительно большом возрасте структуры. В этом отношении она резко отличается от двух молодых кратеров меньших размеров с четкими краями, явно образовавшихся поверх более старых образований вблизи внешнего вала кратера Ловелл.
     Кратер "Мозг" на Марсе
Mars Global Surveyor
Как образовалось дно этого необычного кратера на Марсе? На первый взгляд он Кратер мозг напоминает человеческий мозг. Структура и причины образования этого марсианского ударного кратера в настоящее время исследуются. Светлая область вокруг похожего на мозг образования, скорее всего, представляет из себя скопление песчаных дюн, сформировавшихся под действием ветров. Это изображение получено автоматической межпланетной станцией Марс Глобал Сервейор, находящейся на орбите вокруг Марса с 1997 года. В то же самое время на поверхности Марса сейчас находятся автоматические вездеходы Спирит и Оппортьюнити, которые исследуют марсианский ландшафт, его скальные породы и почву в надежде обнаружить следы воды, возможно, присутствовавшей в прошлом на красной планете. Интересно, что размеры "мозга" на Марсе составляют примерно 1 км. Это как раз соответствует размерам другого скалистого образования на Марсе, названного Лицом.
     Кратер Ньютона: признаки недавнего присутствия воды на Марсе
Mars Global Surveyor
Что могло сформировать эти необычные рвы? Кратер Внутри маленького кратера, расположенного внутри большого кратера Ньютона на Марсе, множество узких рвов сбегают сверху ко дну. Показанная картинка охватывает район протяженностью около 3000 метров. Эти и другие овраги, найдены на недавних изображениях поверхности Марса высокого разрешения, полученных орбитальным автоматическим космическим аппаратом Mars Global Surveyor. Подобные овраги на Земле создаются текущей водой, но на Марсе обычно температура слишком низкая, а атмосфера слишком тонкая, чтобы содержать жидкую воду. Тем не менее, некоторые ученые сейчас предполагают, что жидкая вода прорвалась здесь из-под поверхности Марса, промыла овраги и, собравшись на дне кратера, замерзла и испарилась. Если дело обстоит таким образом, вода, необходимая для жизни, может существовать сейчас под поверхностью Марса в виде льда -- вода, которая потенциально могла бы поддержать экспедицию человека на Марс. Исследования в этой захватывающей области продолжаются!
     Кратер "Мозг" на Марсе
Mars Pathfinder
Облака На Марсе также имеются облака. На этом цветном изображении, полученном в августе Марсом-Исследователем, показаны облака изо льда, расположенные высоко в атмосфере Марса. Атмосфера Земли состоит преимущественно из азота и кислорода, тогда как на Марсе атмосфера состоит из углекислого газа. Тем не менее небольшое количество воды в замерзшем состоянии содержится в видимых облаках ночью, которые хорошо также видны днем из-за отражения солнечного света. В воскресенье была потеряна связь с Марсом-Исследователем, но была восстановлена позднее на неделе. Облака - это очень редкое явление на Марсе, так как атмосфера Марса почти не содержит влаги.

"Mars Express - ESA"
Далее
1

"Mars Global Surveyor"
1 2 3

Сведения получены с официального сайта NASA и ESA.