Нептун - сердце морского гиганта
Исследование Солнечной Системы - Нептун
 Спутники
Нептун - сердце морского гиганта

Спутники Нептуна

Нептун, самая дальняя планета Солнечной системы, имеет 14 известных спутников. Почти половина из них была открыта совсем недавно – после того, как около гиганта пролетел Вояджер-2. Названия спутников планеты связаны с греческой и римской мифологией, богами Нептуном и Посейдоном.
    Крупнейший спутник Нептуна Тритон был открыт английским астрономом Уильямом Ласселом в 1846 году. Название Тритон было предложено Камиллем Фламмарионом в 1880, однако вплоть до середины XX века более употребительным было просто «спутник Нептуна». В 1949 году американско-голландский астроном Джерард Койпер открыл второй спутник Нептуна - Нереиду. Спутник имеет самую вытянутую орбиту из всех «немелких» спутников планет. Её расстояние до Нептуна меняется от 1,4 до 9,7 млн км. Период обращения - 360 суток.
    В 1989 «Вояджер-2» открыл шесть спутников Нептуна. Все они движутся по круговым орбитам в прямом направлении практически в плоскости экватора планеты. Пять из них имеют периоды обращения меньше периода вращения планеты и поэтому на нептунианском небе восходят на западе и заходят на востоке; это также означает, что из-за гравитационного трения они рано или поздно упадут на Нептун. Самый крупный из этих спутников - Протей - неправильной формы со средним диаметром около 420 км. Он темнее Нереиды, и отражает всего 6% падающего света. Протей имеет серый цвет; на его поверхности видны кратероподобные образования и трещины. Ещё один спутник, Ларисса, тёмный объект неправильной формы размером 210x180 км, отражающий 5% света. На нем видны несколько кратеров размерами 30-50 км. Неправильная форма Протея и Лариссы указывает на то, что на протяжении всей своей истории они оставались холодными глыбами льда. Радиусы орбит спутников 117,6 тыс. км и 74 тыс. км соответственно. Об остальных спутниках известно ещё меньше. Деспина и Галатея обращаются на расстояниях 62 тыс. км и 52 тыс. км, соответственно. Таласса обращается вокруг Нептуна за 7,5 часа на расстоянии 50 тыс. км. Наяда, с периодом обращения 7,1 часа, имеет орбиту, заметно наклонённую к плоскости экватора Нептуна - на 4,5°.

СПУТНИКИ НЕПТУНА

В 2002-2003 годах открыты ещё пять спутников Нептуна. Каждый из новооткрытых объектов имеет диаметр 30-60 км и нерегулярную, вытянутую орбиту с большим наклоном. Период их обращения вокруг Нептуна составляет от 5 до 26 земных лет.
    Последнее открытие было сделано в 2004 году. Спутник S/2004 N 1 был замечен орбитальным телескопом Хаббл. Этот объект в 100 миллионов раз тусклее того, что может различить человеческий глаз.

Расположим спутники по мере удаления от Нептуна:

III
Наяда / S/1989 N6
Р. Террил / «Вояджер-2»
сентябрь 1989
48 227 ± 1 км
0,000362 ± 0,000301
0,294396 сут
4,7455 ± 0,0317°
(к плоскости Лапласа)
    Наяда была открыта в сентябре 1989 года по снимкам, сделанным аппаратом «Вояджер-2». Об открытии было объявлено 29 сентября 1989 года. Спутник получил временное обозначение S/1989 N 6. Собственное название было дано 16 сентября 1991 года. Название образовано от наяд - нимф источников, ручьёв и родников из греческой мифологии. Также обозначается как Нептун III.
    Наяда имеет неправильную (несферическую) форму. Никаких следов геологической активности не обнаружено. Вероятно, Наяда, как и другие спутники на орбитах ниже Тритона, сформировалась из обломков ранее существовавших спутников Нептуна, разрушившихся в результате столкновений, вызванных возмущениями от Тритона после его захвата Нептуном на первоначальную высокоэксцентрическую орбиту.

Наяда, снимок Voyager 2. Фотография смазана из-за большого расстояния и высокой скорости аппарата, поэтому спутник несколько «удлинился».
Размеры 96 x 60 x 52 км
Средний радиус 33 ± 3 км
Площадь поверхности
Масса ∼2,0*1017 кг
Ускорение свободного падения
Альбедо 0,072

Наяда обращается ниже синхронной околонептуновой орбиты, вследствие чего орбита этого спутника постепенно снижается из-за воздействия приливных сил. Расстояние орбиты от верхней границы облачного слоя приблизительно 23 500 км. Со временем она может быть поглощена Нептуном или разрушиться из-за приливного растяжения и образовать кольцо при достижении предела Роша.
    После «Вояджера-2» система Нептуна продолжительное время исследовалась наземными обсерваториями и космическим телескопом «Хаббл». В июле 2002 - октябре 2003 производились наблюдения с обсерватории «Кек» с применением адаптивной оптики, и легко были обнаружены четыре крупнейших внутренних спутника Нептуна. Таласса была обнаружена после обработки изображений, а Наяду обнаружить не удалось. Телескоп «Хаббл» способен наблюдать все известные спутники. Несмотря на это, с его помощью также удалось получить снимки пяти внутренних спутников, за исключением Наяды. Предполагается, что в эфемеридах Наяды содержатся существенные ошибки.
    В 2013 году спутник был найден на снимках телескопа Хаббла. Орбита луны не объяснимым образом поменялась, что создало затруднения для её наблюдения.

IV
Таласса / S/1989 N5
Р. Террил / «Вояджер-2»
сентябрь 1989
50 075 ± 1 км
0,000215 ± 0,000231
0,311484 сут
0,2094 ± 0,0212°
(к плоскости Лапласа)
    Таласса была открыта в сентябре 1989 года по снимкам, сделанным аппаратом «Вояджер-2». Об открытии было объявлено 29 сентября 1989 года. Спутник получил временное обозначение S/1989 N5. Собственное название было дано 16 сентября 1991 года. Таласса - внутренний спутник планеты Нептун. Названа по имени богини моря из греческой мифологии. Также обозначается как Нептун IV.

Размеры 108 x 100 x 52 км
Средний радиус 41 ± 3 км
Масса ∼3,7*1017 кг
Альбедо 0,091

Таласса имеет неправильную (несферическую) форму. Вероятно, Таласса, как и другие спутники на орбитах ниже Тритона, сформировалась из обломков ранее существовавших спутников Нептуна, разрушившихся в результате столкновений, вызванных возмущениями от Тритона после его захвата Нептуном на первоначальную высокоэксцентрическую орбиту. Форма Талассы нехарактерно дискообразна.
    Таласса обращается ниже синхронной околонептуновой орбиты, вследствие чего орбита этого спутника постепенно снижается из-за воздействия приливных сил. Со временем она может быть поглощена Нептуном или разрушиться из-за приливного растяжения и образовать кольцо при достижении предела Роша. В случае образования кольца оно относительно быстро может захватить орбиту Деспины.

V
Деспина / S/1989 N3
С. Синнот / «Вояджер-2»
июль 1989
52 526 ± 1 км
0,000224 ± 0,000176
0,334655 сут
0,0636 ± 0,0144°
(к плоскости Лапласа)
    Деспина была открыта в конце июля 1989 года по снимкам, сделанным аппаратом «Вояджер-2». Об открытии было объявлено 2 августа 1989 года. Спутник получил временное обозначение S/1989 N3. Собственное название было дано 16 сентября 1991 года. Деспина - внутренний спутник планеты Нептун. Названа по имени нимфы из греческой мифологии. Также обозначается как Нептун V.

Размеры 180 x 148 x 128 км
Средний радиус 75 ± 3 км
Масса ∼2,3*1018 кг
Альбедо 0,090

Деспина имеет неправильную (несферическую) форму. Вероятно, Деспина, как и другие спутники на орбитах ниже Тритона, сформировалась из обломков ранее существовавших спутников Нептуна, разрушившихся в результате столкновений, вызванных возмущениями от Тритона после его захвата Нептуном на первоначальную высокоэксцентрическую орбиту. Орбита Деспины немного выше орбиты Талассы и чуть ниже кольца Леверье.
    Деспина обращается ниже синхронной околонептуновой орбиты, вследствие чего орбита этого спутника постепенно снижается из-за воздействия приливных сил. Со временем она может быть поглощена Нептуном или разрушиться из-за приливного растяжения и образовать кольцо при достижении предела Роша.

VI
Галатея / S/1989 N4
С. Синнот / «Вояджер-2»
июль 1989
61 953 ± 1 км
0,000037 ± 0,000090
0,428744 сут
0,0615 ± 0,0113°
(к плоскости Лапласа)
    Галатея была открыта в конце июля 1989 года по снимкам, сделанным аппаратом «Вояджер-2». Об открытии было объявлено 2 августа 1989 года. Спутник получил временное обозначение S/1989 N4. Собственное название было дано 16 сентября 1991 года. Галатея - внутренний спутник планеты Нептун. Названа по имени одной из нереид из греческой мифологии. Также обозначается как Нептун VI.

Размеры 204 x 184 x 144 км
Средний радиус 88 ± 4 км
Масса 2,12 ± 0,08*1018 кг
Плотность 0,75 ± 0,1 г/см3
Альбедо 0,079

Галатея имеет неправильную (несферическую) форму. Вероятно, Галатея, как и другие спутники на орбитах ниже Тритона, сформировалась из обломков ранее существовавших спутников Нептуна, разрушившихся в результате столкновений, вызванных возмущениями от Тритона после его захвата Нептуном на первоначальную высокоэксцентрическую орбиту.
    Галатея обращается ниже синхронной околонептуновой орбиты, вследствие чего орбита этого спутника постепенно снижается из-за воздействия приливных сил.
    Галатея является спутником-пастухом на внутреннем крае кольца Адамса, располагающегося в 1000 км от её орбиты. Орбитальный резонанс 42:43 с Галатеей считается наиболее вероятной причиной уникальной формы этого кольца в виде выпуклых дуг. Оценка массы Галатеи выполнена на основе радиальных возмущений, оказываемых ею на кольцо.

VII
Ларисса / S/1981 N1 / S/1989 N2
Г. Рейтсема, У. Хаббард,
Л. Лебофски, Д. Толен
24 мая 1981
73 548 ± 1 км
0,001393 ± 0,000079
0,554653 сут
0,2046 ± 0,0088°
(к плоскости Лапласа)
    Ларисса была открыта Гарольдом Рейтсемой, Уильямом Хаббардом, Ларри Лебофски, Дэвидом Толеном 24 мая 1981 года благодаря случайному наблюдению с Земли покрытия этим спутником звезды. Об открытии объявлено 29 мая 1981 года, спутник получил временное обозначение S/1981 N1. Повторно открыта в 1989 году при прохождении аппарата «Вояджер-2» возле Нептуна. Об этом было объявлено 2 августа 1989 года, спутник получил ещё одно временное обозначение, S/1989 N2. Точная дата второго открытия не сообщалась. Позже была установлена идентичность объектов S/1981 N1 и S/1989 N2. Собственное название было дано 16 сентября 1991 года. Ларисса - внутренний спутник планеты Нептун. Названа по имени нимфы из греческой мифологии. Также обозначается как Нептун VII.

Размеры 216 x 204 x 168 км
Средний радиус 97 ± 3 км
Масса ∼4,9*1018 кг
Альбедо 0,091

Ларисса имеет неправильную (несферическую) форму со множеством ударных кратеров на поверхности. Других сведений практически нет. Вероятно, Ларисса, как и другие спутники на орбитах ниже Тритона, сформировалась из обломков ранее существовавших спутников Нептуна, разрушившихся в результате столкновений, вызванных возмущениями от Тритона после его захвата Нептуном на первоначальную высокоэксцентрическую орбиту.

Карта передней и задней сторон Лариссы

Ларисса обращается ниже синхронной околонептуновой орбиты, вследствие чего орбита этого спутника постепенно снижается из-за воздействия приливных сил. Со временем она может быть поглощена Нептуном или разрушиться из-за приливного растяжения и образовать кольцо при достижении предела Роша.

XIV

0,0004
1,1223 сут
0,04°
(к плоскости эклиптики)
    Протей был обнаружен на снимках, полученных с космического аппарата «Вояджер-2» во время пролёта Нептуна в 1989 году. Спутнику было присвоено временное обозначение S/1989 N1. Об открытии спутника было объявлено 7 июля 1989 года. Американские учёные Стивен Синнот и Брэдфорд Смит сообщили, что спутник «наблюдался в 17 кадрах, полученных в течение 21 дня». Официальное название спутнику было присвоено 16 сентября 1991 года. Протей, известный также как Нептун VIII, - второй по размерам спутник Нептуна и крупнейший его внутренний спутник. Протей также является самым крупным несферическим спутником в Солнечной системе. Назван в честь Протея, морского божества в древнегреческой мифологии.

Размер 440 х 416 х 404 км
Масса 5*1019 кг
Альбедо 0,1

Размеры спутника составляют 440 х 416 х 404 км, он крупнее Нереиды, другого спутника Нептуна. Однако Протей не был открыт наземными телескопами, так как находится близко к планете, что не позволило земным наблюдателям обнаружить его за блеском Нептуна.

Карта передней и задней сторон Протея

Поверхность Протея, покрыта кратерами, из которых только один имеет официальное название - Фарос. Этот кратер является точкой отсчёта кооординат на спутнике. Протей не проявляет никаких признаков возможной геологической активности. Учёные считают, что, учитывая размеры спутника, со временем он может принять сферическую форму под действием собственной гравитации. Так, спутник Сатурна Мимас имеет сферическую форму, хотя, по оценкам, уступает Протею по массе.

I
Тритон
Уильям Лассел
10 октября 1846 г.
354 759 км
0,000 016
-5,88 дня
(обратное движение)
157° к непт. экватору
130° к эклиптике
    Из-за большого расстояния до Нептуна всего два его спутника были открыты и подтверждены до полета Вояджера-2. При этом первый известный спутник Нептуна, Тритон, был открыт всего через 17 дней после открытия самой планеты. Тритон – единственная крупная луна Солнечной системы, движущаяся по орбите в направлении, обратном вращению своей планеты. Причиной этого может являться странное происхождение луны. Будучи частью двойной системы, Тритон прошел слишком близко к Нептуну и был захвачен его гравитационным полем. Из-за начальной скорости и влияния своего первого компаньона Тритон попал на несвойственную небесным телам орбиту. Открытый в 1846 году, этот объект в течение полутора сотен лет оставался лишь крохотной точкой на снимках телескопов, пока в 1989 году неподалеку не прошел аппарат, теперь вылетающий из Солнечной системы.

Диаметр 2706,8 км
Масса 2,14*1022 кг
Плотность 2,061 г/см3
Ускорение свободного падения 0,779 м/с2
Период вращения вокруг оси синхронизирован
Альбедо 0,76
Температура поверхности 38 К

II
Нереида
Джерард Койпер
1 мая 1949
5 513 400
0,7512
360,1362 суток
27,6°
(к плоскости эклиптики)
    Нереида - спутник Нептуна, открытый 1 мая 1949 года Джерардом Койпером. Спутник назван в честь нереид - морских нимф из греческой мифологии. Диаметр Нереиды 340 км, это третий по величине спутник Нептуна. Её орбита имеет один из самых больших эксцентриситетов среди спутников Солнечной системы (0,75), её расстояние до Нептуна колеблется от 1,4 млн км до 9,6 млн км (в среднем 5,5 млн километров). Высокий эксцентриситет орбиты говорит о том, что спутник, возможно, является астероидом, захваченным Нептуном, или объектом пояса Койпера. Долгое время Нереида считалась самым удалённым спутником Нептуна.

Диаметр 340 км
Средний радиус 170 км
Площадь поверхности 363168 км2
Масса 3,1*1019 кг
Ускорение свободного падения 0,0715 м/с2
Период вращения вокруг оси 11 ч 31 мин
Альбедо 0,14
Температура поверхности 51 K

В 1989 году мимо Нептуна пролетал зонд Вояджер-2. Нереида в тот момент находилась на расстоянии 4,7 млн км (не в самой близкой точке своей орбиты). С такого большого расстояния получить подробные снимки Нереиды не удалось. Нереида остаётся одним из самых малоизученных спутников Нептуна.

IX
Галимеда / S/2002 N1
15 728 000 км
0,57
1879,7 сут
134° (к эклиптике)
    Галимеда была открыта Мэтью Холманом, Джоном Кавеларсом, Томми Гравом, Уэсли Фрейзером, Дэном Милисавлевичем по снимкам, сделанным в августе 2002 года с помощью 4-м телескопа «Бланко» обсерватории Серро-Тололо. Спутник получил временное обозначение S/2002 N1. Собственное название было присвоено 3 февраля 2007 года. Галимеда - нерегулярный спутник планеты Нептун с обратным орбитальным обращением. Названа по имени одной из нереид из греческой мифологии. Также обозначается как Нептун IX.

Диаметр 62 км
Альбедо 0,04

Поверхность Галимеды имеет нейтральный серый цвет. Близкое сходство по цвету с Нереидой и высокая вероятность их столкновения за период существования Солнечной системы (оценивается в 41 %) позволяет сделать предположение, что Галимеда является фрагментом Нереиды.

XI
Сао / S/2002 N2
22 422 000 км
0,29
2914,1 сут
48° (к эклиптике)
    Сао была открыта Мэтью Холманом, Джоном Кавеларсом, Томми Гравом, Уэсли Фрейзером, Дэном Милисавлевичем по снимкам, сделанным в августе 2002 года с помощью 4-м телескопа «Бланко» обсерватории Серро-Тололо. Спутник получил временное обозначение S/2002 N2. Собственное название было присвоено 3 февраля 2007 года. Сао - нерегулярный спутник планеты Нептун с прямым орбитальным обращением. Названа по имени одной из нереид из греческой мифологии. Также обозначается как Нептун XI.

Диаметр 44 км
Альбедо 0,04

Спутник находится в так называемом резонансе Кодзая, то есть наклонение и эксцентриситет связаны (при уменьшении наклона орбиты увеличивается эксцентриситет, и наоборот).

XII
Лаомедея / S/2002 N3
13 августа 2002
23 571 000 км
0,42
3167,9 сут
35° (к эклиптике)
    Лаомедея была открыта Мэтью Холманом, Джоном Кавеларсом, Томми Гравом, Уэсли Фрейзером, Дэном Милисавлевичем по снимкам, сделанным в августе 2002 года с помощью 4-м телескопа «Бланко» обсерватории Серро-Тололо. Спутник получил временное обозначение S/2002 N3. Собственное название было присвоено 3 февраля 2007 года.

Диаметр 42 км
Альбедо 0,04

Лаомедея - нерегулярный спутник планеты Нептун с прямым орбитальным обращением. Названа по имени одной из нереид из греческой мифологии. Также обозначается как Нептун XII.

X
Псамафа / S/2003 N1
С. Шеппард, Д. Джуитт, Ян Клейна
29 августа 2003
46 695 000 км
0,45
9115,9 сут
137° (к эклиптике)
    Псамафа была открыта Скоттом Шеппардом, Дэвидом Джуиттом, Яном Клейной в результате наблюдений 29 и 30 августа 2003 года. Спутник получил временное обозначение S/2003 N1. Собственное название было присвоено 3 февраля 2007 года. Псамафа - нерегулярный спутник планеты Нептун с обратным орбитальным обращением. Названа по имени одной из нереид из греческой мифологии. Также обозначается как Нептун X.

Диаметр 40 км
Альбедо 0,04

По орбитальным параметрам Псамафа имеет близкое сходство с Несо. Эти два спутника могут быть фрагментами существовавшего ранее более крупного спутника. Орбита спутника по размерам сопоставима с гелиоцентрическими орбитами: в апопосейдии он удаляется от Нептуна на 67,7 млн км, а Меркурий в афелии удаляется от Солнца на 70 млн км. Зато период обращения спутника составляет почти ровно 25 лет.

XIII
Несо / S/2002 N4
М. Холман и др., Б. Глэдман и др.
48 387 000 км
0,49
9374,0 сут
133° (к эклиптике)
    Первые наблюдения Несо были сделаны 14, 16 августа и 3 сентября 2002 года группами астрономов под руководством Мэтью Холмана и Бретта Глэдмана. Однако обнаружена на полученных фотографиях она была только в 2003 году. Спутник получил временное обозначение S/2002 N4. Собственное название было присвоено 3 февраля 2007 года. Несо - нерегулярный спутник планеты Нептун с обратным орбитальным обращением. Названа по имени одной из нереид из греческой мифологии. Также обозначается как Нептун XIII.

Диаметр 60 км
Альбедо 0,04

Несо обращается на расстоянии свыше 48 млн км от Нептуна. Это делает её наиболее далёким от своей планеты спутником из известных. Орбита Несо по размерам сопоставима с гелиоцентрическими орбитами. Так, например, Несо в апопосейдии удаляется от Нептуна на 72 млн км, в то время как Меркурий в афелии удаляется от Солнца лишь на 70 млн км. Зато спутник делает один оборот вокруг Нептуна более чем за 25,5 лет, что является наибольшим показателем среди всех лун Солнечной системы. По орбитальным параметрам Несо имеет близкое сходство с Псамафой. Эти два спутника могут быть фрагментами существовавшего ранее более крупного спутника.