Юпитер - грозный гигант
Гигант Юпитер
Планетарные характеристики

Галилеевы спутники: Ганимед

Спутник Юпитера Ганимед был открыт Галилео Галилеем 7 января 1610 года с помощью его первого в истории телескопа. В этот день Галилей увидел около Юпитера 3 «звезды»: Ганимед, Каллисто и «звезду», впоследствии оказавшуюся двумя спутниками - Европой и Ио (только на следующую ночь угловое расстояние между ними увеличилось достаточно для раздельного наблюдения). 15 января Галилео пришел к выводу, что все эти объекты на самом деле являются небесными телами, движущимися по орбите вокруг Юпитера. Галилей назвал четыре открытые им спутника «планетами Медичи» и присвоил им порядковые номера.
    Французский астроном Никола-Клод Фабри де Пейреск предложил дать спутникам отдельные имена по именам четырёх членов семьи Медичи, но его предложение не было принято. На открытие спутника претендовал также немецкий астроном Симон Марий, который наблюдал Ганимед в 1609 году, но вовремя не опубликовал данные об этом. Марий попытался дать спутникам имена «Сатурн Юпитера», «Юпитер Юпитера» (это был Ганимед), «Венера Юпитера» и «Меркурий Юпитера», которые также не завоевали популярность. В 1614 году он вслед за Иоганном Кеплером предложил для них новые названия по именам приближённых Зевса.
    Однако название «Ганимед», как и наименования, предложенные Марием для других галилеевых спутников, практически не использовалось вплоть до середины 20 века, когда оно стало общеупотребительным. В большой части более ранней астрономической литературы Ганимед обозначен (по системе, введённой Галилео) как Юпитер III или «третий спутник Юпитера». После открытия спутников Сатурна для спутников Юпитера стала использоваться система обозначения, основанная на предложениях Кеплера и Мария.
    В настоящее время известно, что Ганимед является самым большим спутником в системе Юпитера, а также самым большим спутником в Солнечной системе. Его диаметр составляет 5262 км, что превышает размеры планеты Меркурий на 8%. Его масса составляет 1,482*1023 кг - более чем втрое больше массы Европы и вдвое больше массы Луны, но это всего 45% массы Меркурия. Средняя плотность Ганимеда меньше, чем у Ио и Европы - 1,94 г/см3 (всего вдвое больше, чем у воды), что указывает на увеличенное содержание льда в этом небесном теле. По расчетам, водяной лед составляет не менее 50% общей массы спутника.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАНИМЕДА
Другие названия Юпитер III
Открытие
Первооткрыватель Галилео Галилей
Дата открытия 7 января 1610
Орбитальные характеристики
Перийовий 1 069 200 км
Апойовий 1 071 600 км
Средний радиус орбиты 1 070 400 км
Эксцентриситет орбиты 0,0013
Сидерический период обращения 7,15455296 д
Орбитальная скорость 10,880 км/с
Наклонение 0,20° (к экватору Юпитера)
Физические характеристики
Средний радиус 2 634,1 +/- 0,3 км (0,413 земного)
Площадь поверхности 87,0 миллионов км2 (0,171 земной)
Объём 7,6*1010 км3 (0,0704 земного)
Масса 1,4819*1023 кг (0,025 земной)
Средняя плотность 1,936 г/см3
Ускорение свободного падения на экваторе 1,428 м/с2 (0,146 g)
Вторая космическая скорость 2,741 км/с
Период вращения синхронизирован (повёрнут к Юпитеру одной стороной)
Наклон оси 0-0,33°
Альбедо 0,43 +/- 0,02
Видимая звёздная величина 4,61 (в противостоянии) / 4,38 (в 1951)
Температура
Поверхностная мин. 70 K / ср. 110 K / макс. 152 K
Атмосфера
Атмосферное давление следовое
Состав: кислород
ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАНИМЕДА

Ганимед находится на расстоянии 1 070 400 километров от Юпитера, что делает его третьим по удалённости галилеевым спутником. Ему требуется семь дней и три часа (7,155 земных суток), чтобы совершить полный оборот вокруг Юпитера. Как и у большинства известных спутников, вращение Ганимеда синхронизировано с обращением вокруг Юпитера, и он всегда повернут одной и той же стороной к планете. Его орбита имеет небольшие наклонение к экватору Юпитера и эксцентриситет, которые квазипериодически изменяются по причине вековых возмущений от Солнца и планет. Эксцентриситет меняется в диапазоне 0,0009-0,0022, а наклонение - в диапазоне 0,05°-0,32°. Эти орбитальные колебания заставляют наклон оси вращения (угол между этой осью и перпендикуляром к плоскости орбиты) изменяться от 0 до 0,33°.
    В результате такой орбиты в недрах небесного тела выделяется значительно меньше тепловой энергии, чем у более близких к Юпитеру Ио и Европе, что приводит к крайне незначительной активности в ледяной коре Ганимеда. Совершая облёт орбиты, Ганимед также участвует в орбитальном резонансе 1:2:4 с Европой и Ио.

Орбитальный резонанс: Ио Европа и Ганимед
КА "GALILEO": ГАНИМЕД

Орбитальный резонанс возникает, когда некие силы препятствуют тому, чтобы объект зафиксировался на стабильной орбите. Европа и Ио по сей день регулярно резонируют орбиты друг друга, и нечто подобное, похоже, происходило с Ганимедом в прошлом. В настоящее время у Европы уходит вдвое больше времени на один виток вокруг Юпитера, а у Ганимеда в четыре раза больше.
    Максимальное сближение Ио и Европы происходит, когда Ио находится в перицентре, а Европа в апоцентре. С Ганимедом Европа сближается, находясь в своём перицентре. Таким образом, выстраивание в одну линию всех этих трёх спутников невозможно. Такой резонанс называется резонансом Лапласа.
    Современный резонанс Лапласа неспособен увеличить эксцентриситет орбиты Ганимеда. Нынешнее значение эксцентриситета составляет около 0,0013, что может быть следствием его увеличения за счёт резонанса в прошлые эпохи. Но если он не увеличивается в настоящее время, то возникает вопрос, почему он не обнулился из-за приливной диссипации энергии в недрах Ганимеда. Возможно, последнее увеличение эксцентриситета произошло недавно - несколько сотен миллионов лет назад. Поскольку эксцентриситет орбиты Ганимеда относительно низок, приливный разогрев этого спутника сейчас незначителен. Однако, в прошлом Ганимед, возможно, мог один или несколько раз пройти через резонанс, подобный лапласовому, который был способен увеличить эксцентриситет орбиты до значений 0,01-0,02. Это, вероятно, вызвало существенный приливный разогрев недр Ганимеда, что могло стать причиной тектонической активности, сформировавшей неровный ландшафт.
    Есть две гипотезы происхождения лапласовского резонанса Ио, Европы и Ганимеда: то, что он существовал со времён появления Солнечной системы или что он появился позже. Во втором случае вероятно такое развитие событий: Ио поднимала на Юпитере приливы, которые привели к её отдалению от него, пока она не вступила в резонанс 2:1 с Европой; после этого радиус орбиты Ио продолжал увеличиваться, но часть углового момента была передана Европе и она также отдалилась от Юпитера; процесс продолжался, пока Европа не вступила в резонанс 2:1 с Ганимедом. В конечном счете радиусы орбит этих трёх спутников достигли значений, соответствующих резонансу Лапласа.

Затмение Ганимеда 19 января 2005 года. Телескоп им. Хаббла
КА "GALILEO": ГАНИМЕД

Современная модель Ганимеда предполагает, что под ледяной корой простирается силикатно-ледяная мантия вплоть до небольшого металлического ядра с размером порядка 0,2 радиуса Ганимеда. По данным космического аппарата «Галилео» в недрах Ганимеда между слоями льда может существовать огромный океан жидкой воды. Вывод о существовании железного ядра сделан на основе открытия магнитосферы Ганимеда аппаратурой «Галилео» в 1996-1997 гг. Оказалось, что собственное дипольное магнитное поле спутника имеет напряженность около 750 нТл, что превышает напряженность магнитного поля Меркурия. Таким образом, после Земли и Меркурия Ганимед является третьим в Солнечной системе твердым телом, обладающим собственным магнитным полем. Небольшая магнитосфера Ганимеда заключена в пределах намного большей магнитосферы Юпитера и лишь немного деформирует её силовые линии.
    На поверхности Ганимеда наблюдаются два типа ландшафта. Треть поверхности спутника занимают тёмные области, испещрённые ударными кратерами. Их возраст доходит до четырёх миллиардов лет. Остальную площадь занимают более молодые светлые области, покрытые бороздами и хребтами. Причины сложной геологии светлых областей понятны не до конца. Вероятно, она связана с тектонической активностью, вызванной приливным нагревом.
    На поверхности коричневого цвета находится большое количество светлых ударных кратеров, окруженных ореолами светлых лучей выброшенного при ударах материала. Две крупные темные области на поверхности Ганимеда названы Галилей и Симон Мариус (в честь исследователей, независимо и почти одновременно открывших галилеевы спутники Юпитера). Возраст поверхности небесных тел определяется по количеству ударных кратеров, которые интенсивно образовывались в Солнечной системе 2...3 млрд лет назад. Абсолютная шкала возраста выстроена по Луне, где непосредственно (по результатам радиоизотопного изучения образцов доставленного на Землю грунта из лавовых участков) выполнена датировка. Судя по числу метеоритных кратеров, наиболее древние участки поверхности Ганимеда имеют возраст в 3...4 млрд лет.
    На более светлой ледяной поверхности Ганимеда наблюдаются ряды многочисленных субпараллельных борозд и хребтов, отчасти напоминающих поверхность Европы. Глубина светлых борозд - несколько сотен метров, ширина десятки километров, протяженность доходит до тысяч километров. Борозды наблюдаются на некоторых, сравнительно молодых локальных участках поверхности. Судя по всему, борозды образовались в результате растяжений коры. Особенности некоторых участков поверхности напоминают следы вращения больших ее блоков, подобно тектоническим процессам на Земле.

Тень Ганимеда на Юпитере (фото телескопа Хаббл)
КА "GALILEO": ГАНИМЕД

Для обозначения образований на Ганимеде используются земные географические названия, а также имена персонажей древнегреческого мифа о Ганимеде и персонажей из мифов Древнего Востока.
    Анализ особенностей сохранившейся до настоящего времени древней поверхности Ганимеда позволяет допустить, что на начальном этапе своего существования молодой Юпитер излучал в окружающее пространство значительно больше энергии, чем сейчас. Излучение Юпитера могло приводить к частичному плавлению поверхностных льдов на близких к нему спутниках, включая Ганимед. Морфологию некоторых участков коры спутника можно интерпретировать как следы плавления. Такие темные области (своеобразные моря), видимо, образованы продуктами водяных извержений.
    У спутника есть тонкая атмосфера, в состав которой входят такие аллотропные модификации кислорода, как O (атомарный кислород), O2 (кислород) и, возможно, O3 (озон). Количество атомарного водорода (H) в атмосфере незначительно. Есть ли у Ганимеда ионосфера, неясно.
    Первым космическим аппаратом, изучавшим Ганимед, стал «Пионер-10» в 1973 году. Намного более детальные исследования провели аппараты программы «Вояджер» в 1979 году. Космический аппарат «Галилео», изучавший систему Юпитера начиная с 1995 года, обнаружил подземный океан и магнитное поле Ганимеда.

Эволюция Ганимеда

Ганимед, вероятно, сформировался из аккреционного диска или газопылевой туманности, окружавшей Юпитер некоторое время после его образования. Формирование Ганимеда, вероятно, заняло приблизительно 10 000 лет (на порядок меньше оценки для Каллисто). В туманности Юпитера при формировании галилеевых спутников, вероятно, было относительно мало газа, что может объяснять очень медленное формирование Каллисто. Ганимед образовался ближе к Юпитеру, где туманность была более плотной, что и объясняет более быстрое его формирование. Оно, в свою очередь, привело к тому, что тепло, выделяемое при аккреции, не успевало рассеиваться. Это, возможно, вызвало таяние льда и отделение от него скальных пород. Камни обосновались в центре спутника, формируя ядро. В отличие от Ганимеда, при формировании Каллисто тепло успевало отводиться прочь, льды в её недрах не таяли и дифференциации не происходило. Эта гипотеза объясняет, почему два спутника Юпитера столь разные, несмотря на схожесть массы и состава. Альтернативные теории объясняют более высокую внутреннюю температуру Ганимеда приливным нагревом или более интенсивным воздействием на него поздней тяжелой бомбардировки.
    Ядро Ганимеда после формирования сохранило большую часть тепла, накопленного во время аккреции и дифференцирования. Оно медленно отдаёт это тепло ледяной мантии, работая как своеобразная тепловая батарея. Мантия, в свою очередь, переносит это тепло на поверхность конвекцией. Распад радиоактивных элементов в ядре продолжил его разогревать, вызывая дальнейшую дифференциацию: были сформированы внутреннее ядро из железа и сульфида железа и силикатная мантия. Так Ганимед стал полностью дифференцированным телом. Для сравнения, радиоактивный нагрев недифференцированной Каллисто вызвал только конвекцию в её ледяных недрах, что эффективно их охладило и предотвратило крупномасштабное таяние льда и быструю дифференциацию. Процесс конвекции на Каллисто вызвал только частичное отделение камней ото льда. В настоящее время Ганимед продолжает медленно охлаждаться. Тепло, идущее от ядра и силикатной мантии, позволяет существовать подземному океану, а медленное охлаждение жидкого ядра из Fe и FeS вызывает конвекцию и поддерживает генерацию магнитного поля. Текущий тепловой поток из недр Ганимеда, вероятно, выше, чем у Каллисто.

Физические характеристики

Средняя плотность Ганимеда составляет 1,936 г/см3. Предположительно, он состоит из равных частей скальных пород и воды (в основном замёрзшей). Массовая доля льда лежит в интервале 46-50%, что немного ниже, чем у Каллисто. Во льдах могут присутствовать некоторые летучие газы, такие как аммиак. Точный состав скальных пород Ганимеда не известен, но он, вероятно, близок к составу обыкновенных хондритов групп L и LL, которые отличаются от H-хондритов меньшим полным содержанием железа, меньшим содержанием металлического железа и большим - окиси железа. Соотношение масс железа и кремния на Ганимеде составляет 1,05-1,27 (для сравнения, у Солнца оно равно 1,8).
    Альбедо поверхности Ганимеда составляет около 43%. Водяной лёд есть практически на всей поверхности и его массовая доля колеблется в пределах 50-90%, что значительно выше, чем на Ганимеде в целом. Ближняя инфракрасная спектроскопия показала наличие обширных абсорбционных полос водяного льда на длинах волн 1,04, 1,25, 1,5, 2,0 и 3,0 мкм. Светлые участки менее ровные и имеют большее количество льда по сравнению с тёмными. Анализ ультрафиолетового и ближнего инфракрасного спектра с высоким разрешением, полученных космическим аппаратом «Галилео» и наземными инструментами, показал наличие и других веществ: углекислого газа, диоксида серы и, возможно, циана, серной кислоты и различных органических соединений. По результатам миссии «Галилео» предполагается наличие на поверхности некоторого количества толинов. Результаты «Галилео» также показали наличие на поверхности Ганимеда сульфата магния (MgSO4) и, возможно, сульфата натрия (Na2SO4). Эти соли могли образоваться в подземном океане.
    Поверхность Ганимеда асимметрична. Ведущее полушарие (повёрнутое в сторону движения спутника по орбите) светлее, чем ведомое. На Европе ситуация такая же, а на Каллисто - противоположная. На ведомом полушарии Ганимеда, видимо, больше диоксида серы. Количество углекислого газа на обоих полушариях одинаково, но его нет вблизи полюсов. Ударные кратеры на Ганимеде (кроме одного) не показывают обогащения углекислым газом, что также отличает этот спутник от Каллисто. Подземные запасы углекислого газа на Ганимеде были, вероятно, исчерпаны ещё в прошлом.

Внутреннее строение
    Предположительно Ганимед состоит из трёх слоёв: расплавленного железного или состоящего из сульфида железа ядра, силикатной мантии и внешнего слоя льда толщиной 900-950 километров. Эта модель подтверждается малым моментом инерции, который был измерен во время облета Ганимеда «Галилео» - (0,3105 +/- 0,0028)*mr2 (момент инерции однородного шара равен 0,4*mr2). У Ганимеда коэффициент в этой формуле самый низкий среди твёрдых тел Солнечной системы. Существование расплавленного богатого железом ядра даёт естественное объяснение собственного магнитного поля Ганимеда, которое было обнаружено «Галилео». Конвекция в расплавленном железе, которое обладает высокой электропроводностью, - самое разумное объяснение происхождения магнитного поля.
    Точная толщина различных слоёв в недрах Ганимеда зависит от принятого значения состава силикатов (доли оливина и пироксенов), а также от количества серы в ядре. Наиболее вероятное значение радиуса ядра - 700-900 км, а толщины внешней ледяной мантии - 800-1000 км. Остаток радиуса приходится на силикатную мантию. Плотность ядра - предположительно 5,5-6 г/см3, а силикатной мантии - 3,4-3,6 г/см3. Некоторые модели генерирования магнитного поля Ганимеда требуют наличия твёрдого ядра из чистого железа внутри жидкого ядра из Fe и FeS, что схоже со структурой земного ядра. Радиус этого ядра может достигать 500 километров. Температура в ядре Ганимеда предположительно составляет 1500-1700 К, а давление - до 10 ГПа.

Внутреннее строение Ганимеда
(Модель с жидким океаном!)
КА "GALILEO": ГАНИМЕД

Исследования магнитного поля Ганимеда указывают на то, что под его поверхностью может быть океан жидкой воды.

Доказательства существования океана на Ганимеде
Диаграмма показывает пару поясов авроральных сияний на спутнике Юпитера Ганимеде. Их смещение/движение дает представление о внутреннем устройстве Ганимеда. Ганимед имеет магнитное поле, создаваемое железным ядром. Поскольку спутник располагается близко к Юпитеру, то он полностью включён в магнитное поле планеты-гиганта. Под действием магнитного поля Юпитера пояса сияний на Ганимеде смещаются. Колебания менее выраженные, если под поверхностью существует жидкий океан. Многочисленные наблюдения подтвердили существование под ледяной корой Ганимеда большого количества соленой воды, которая оказывает влияние на его магнитное поле.

Космический телескоп им. Хаббла, наблюдая за поясами сияний на Ганимеде в ультрафиолетовом свете, подтвердил существование океана на Ганимеде. Местоположение поясов определяется магнитным полем Ганимеда, а их смещение обусловлено взаимодействием с огромной магнитосферой Юпитера.
КА "GALILEO": ГАНИМЕД

Численное моделирование недр спутника, выполненное в 2014 году сотрудниками Лаборатории реактивного движения НАСА, показало, что этот океан, вероятно, многослойный: жидкие слои разделены слоями льда разных типов (лёд I, III, V, VI). Количество жидких прослоек, возможно, достигает 4; их солёность растёт с глубиной.

Сэндвичная модель строение Ганимеда (2014 год)

Предыдущие модели строения Ганимеда показывали океан, зажатый между верхним и нижним слоем льда. Новая модель, основанная на лабораторных экспериментах по имитации соленых морей и жидкостей, показывает, что океаны Ганимеда и лед могут образовывать несколько слоев. Лед в этих слоях зависит от давления. Т.о. "Лед I" представляет собой наименее плотную форму льда, его можно сравнить с ледяной смесью в охлажденных напитках. С увеличением давления молекулы льда располагаются ближе друг к другу и, следовательно, увеличивается плотность. Океаны Ганимеда достигают глубины в 800 км, соответственно они испытывают гораздо большее давление, чем на Земле. Самый глубокий и плотный слой льда назван "Лед VI". При наличии достаточного количества солей жидкость может быть достаточно плотной, чтобы опуститься на самое дно и даже ниже уровня "Лед VI". Более того модель показывает, что в самом верхнем жидком слое могут протекать довольно странные явления. Жидкость, охлаждаясь от верхнего ледяного слоя (коры), опускается вниз в виде холодных течений, которые формируют слой "Лед III". В данном случае при охлаждении соль выпадает в осадок, а затем опускаются вниз, в то время как на уровне "Лед III" формируется ледяная/снежная каша.
    По мнению другой группы ученых такая структура Ганимеда не может быть устойчивой, но она вполне могла предшествовать модели с одним огромным океаном.

Материал: Википедия, Язев С. А. "Лекции о Солнечной системе", Фотожурнал NASA