Исследование Солнечной Системы - Меркурий
В окрестностях Солнца
Меркурий - планета ближайшая к Солнцу

Известные данные о планете

Орбита планеты Меркурий

Ближайшая к Солнцу планета Меркурий движется по сильно вытянутой орбите, то приближаясь к Светилу на расстояние 46 млн. км, то удаляясь от него на 70 млн. км. Сильно вытянутая орбита резко отличается от почти круговых орбит остальных планет земной группы - Венеры, Земли и Марса. Ось вращения Меркурия перпендикулярна плоскости его орбиты. Один оборот по орбите вокруг Солнца (меркурианский год) длится 88, а один оборот вокруг оси - 58,65 земных суток. Планета вращается вокруг своей оси в прямом направлении, то есть в том же, в каком движется по орбите. В результате сложения этих двух движений продолжительность солнечных суток на Меркурии Составляет 176 земных. Среди девяти планет Солнечной системы Меркурий, чей диаметр составляет 4880 км, на предпоследнем месте по размеру, меньше него - лишь Плутон. Сила тяжести на Меркурии составляет от 0,4 от земной, а площадь поверхности (75 млн. км2) - в два раза превышает лунную.

Сравнение плоскости орбиты Меркурия и плоскости земной орбиты
Ось вращения Меркурия перпендикулярна плоскости его орбиты. Один оборот по орбите вокруг Солнца (меркурианс-кий год) 88, а один оборот вокруг оси - 58,65 земных суток.
МЕРКУРИЙ - 1-Я ПЛАНЕТА ОТ СОЛНЦА ПОЛНАЯ ТАЙН
Меркурий на фоне Солнца (вид в телескоп). Такое астроно-мическое явление, называемое прохождением Меркурия по диску Солнца, случается 13 раз за 100 лет.
Проход Меркурия по диску Солнца

Астрономы называют Меркурий трудным для наблюдения объектом, поскольку на нашем небосводе он удаляется от Солнца не более чем на 28° и наблюдать его приходится всегда низко над горизонтом, сквозь атмосферную дымку на фоне утренней зари (осенью) или по вечерам сразу после заката Солнца (весной). В 1880-х годах итальянский астроном Джованни Скиапарелли на основании своих наблюдений Меркурия сделал вывод, что эта планета делает один оборот вокруг своей оси точно за такое же время, как и один оборот по орбите вокруг Солнца, то есть "сутки" на нем равны "году". Следовательно, к Солнцу всегда обращено одно и то же полушарие, поверхность которого постоянно раскалена, а вот на противоположной стороне планеты царят вечный мрак и холод. А так как авторитет Скиапарелли как ученого был велик, а условия наблюдения Меркурия - затруднительны, почти сто лет это положение сомнению не подвергалось. И лишь в 1965 году радиолокационными наблюдениями с помощью крупнейшего радиотелескопа "Аресибо" американские ученые Г. Петтенгилл и Р. Дайс впервые надежно определили, что Меркурий делает один оборот вокруг своей оси примерно за 59 земных суток. Это стало крупнейшим открытием в планетарной астрономии нашего времени, которое буквально потрясло основы представлений о Меркурии. А вслед за ним последовало еще одно открытие - профессор Падуанского университета Д. Коломбо обратил внимание, что время оборота Меркурия вокруг оси соответствует 2/3 времени его обращения вокруг Солнца. Это было расценено как наличие резонанса между этими двумя вращениями, который возник из-за гравитационного воздействия Солнца на Меркурий.
    В 1974 году американская станция "Маринер-10", впервые пролетев около планеты, подтвердила, что день на Меркурии длится больше года. Сегодня, несмотря на развитие космических и радиолокационных исследований планет, наблюдения Меркурия традиционными методами оптической астрономии продолжаются, хотя и с применением новых инструментов и компьютерных способов обработки данных. Например, Абастуманская астрофизическая обсерватория (Грузия) совместно с Институтом космических исследований РАН было выполнено изучение фотометрических характеристик поверхности Меркурия, давшее новые сведения о микроструктуре верхнего слоя грунта.
ГЕОРГИЙ БУРБА - кандидат географических наук, "Вокруг света"