Астероиды - космические лилипуты
Исследование Солнечной Системы - Астероиды и Кометы
Лилипуты
Малые тела
Страница: Малые тела Солнечной системы, Межзвездные астероиды, Многообразие астероидов;
Малые тела Солнечной системы
Космические лилипуты

Галерея малых тел (обзор)

Астероид Церера
Падение астероида
Солнечная система
Карта астероидов

Ида и дактиль
Аннафранк и Брайль
Гаспра
Деймос и Фобос
 Космические лилипуты: Еще в конце XVII века английский астроном Эдмунд Галлей высказал предположение, что кометы могут падать на Землю, вызывая глобальные катастрофы, сходные с библейским Всемирным потопом. Он даже полагал, что от подобного столкновения могла образоваться впадина Каспийского моря - в те времена Каспий изображался на картах в виде круга, напоминающего гигантский кратер. С тех пор идеи космического столкновения-катастрофы время от времени высказывались разными учеными. Однако до определенного момента идеи эти были не более чем предположениями.
Первый астероид - Церера
 1) Первый: Церера - был открыт в самом начале ХIХ века. Вслед за ним обнаружилось еще несколько подобных небольших небесных тел, движущихся вдалеке от Земли - между орбитами Марса и Юпитера. А в самом конце столетия был найден первый астероид, путь которого пролегал сравнительно недалеко от земной орбиты. И тут идея столкновения начала обретать зримые черты. Дело в том, что характер движения этого астероида, получившего сначала номер 433, а впоследствии название Эрос, оказался необычным. В отличие от своих предшественников, расположенных вдали от 3емли - между Марсом и Юпитером, он двигался таким образом, что его путь пересекал орбиту Марса и подходил к орбите Земли ближе, чем орбиты соседних больших планет. Минимальное расстояние между Эросом и Землей оказалось равным 22,5 млн. км.
    В 1932 году был обнаружен астероид Аполлон, орбита которого, как оказалось, не просто приближается к земной, но даже пересекает ее. А спустя еще 5 лет Земля чуть не столкнулась с астероидом Гермес, пролетевшим на расстоянии, всего в 1,6 раза превышавшем «месторасположение» Луны. Этот небольшой, диаметром 800 м, астероид был замечен астрономами лишь за несколько дней до сближения с Землей, поэтому точно определить его орбиту не удалось, а вскоре он и вовсе пропал из поля зрения. Его повторного прохождения вблизи нашей планеты ученые не исключают, однако теперь оно вряд ли станет столь же неожиданным, поскольку астрономы разных стран ведут за приближающимися к Земле астероидами постоянные наблюдения.
    Сейчас известно более 500 космических объектов с подобными орбитами. Они, получившие название околоземных астероидов или астероидов, сближающихся с Землей, сравнительно небольшие - лишь два наиболее крупных из них достигают 30-40 км в поперечнике. Считается, что помимо них существует еще и множество маленьких, пока недоступных для обнаружения с помощью телескопа объектов. Общее же число околоземных астероидов «оценивается» на сегодняшний момент в 5 000.
 Церера - крупнейший из астероидов. Ее диаметр составляет 960 км, что в 3,5 раза меньше, чем диаметр Луны. 3атем следуют Паллада и Веста - соответственно, 570 и 530 км. Размеры же всех остальных астероидов намного меньше. Наиболее мелкие из них имеют в поперечнике несколько сотен метров. Общая масса всех астероидов оценивается величиной в 1/1 000 массы Земли или около 1/10 массы Луны. Если считать, что средняя плотность астероидного вещества такая же, как у Луны, то при гипотетическом соединении всех астероидов в один шар диаметр его составил бы 1 300-1 500 км, то есть всего лишь около 0,4 диаметра Луны или около 0,1 диаметра Земли.
Образование кратера - Юкатан
 2) Полуостров Юкатан: - Если бы 65 млн. лет назад кто-то мог взглянуть на Землю с высоты 100 км, то этот гипотетический наблюдатель увидел бы над районом нынешнего мексиканского полуострова Юкатан грандиозный взрыв, выбросивший за пределы земной атмосферы огромную массу воды в виде гигантской воронки. К каким последствиям может привести падение на Землю даже сравнительно небольшого небесного тела, можно судить по реконструкциям этой предполагаемой катастрофы. По мнению большинства исследователей, тогда наша планета столкнулась с астероидом, имевшим примерно 10 км в поперечнике. В атмосфере Земли он развалился на обломки, которые, падая на поверхность планеты, произвели страшные разрушения. Взрывы колоссальной мощности вызвали землетрясения, ураганы и наводнения, выжгли все живое на десятки километров вокруг. Облака пыли, дыма, пепла и пара окутали всю Землю, на годы затмив Солнце, прошли кислотные дожди. Наступило долговременное похолодание. Это вызвало массовую гибель многих видов растений и животных, в том числе динозавров. Некоторые ученые считают, что подобные катаклизмы происходили в истории Земли неоднократно, повторяясь каждые 20-30 миллионов лет.
 3) Солнечная система - общий вид. В ее внутренней части по мере удаления от Солнца движутся по своим орбитам (голубые линии) "каменные планеты" - Меркурий, Венера, 3емля с Луной и Марс. Затем следует широкая область, содержащая десятки тысяч малых планет,- это главный пояс астероидов. Еще дальше - внешняя часть Солнечной системы, в которой расположены «газовые» планеты-гиганты, окруженные кольцевыми системами, - Юпитер (внизу справа), Сатyрн (внизу слева), Уран (вверху слева) и Нептyн ( вверху справа), а за ним - небольшая планета Плутон со спутником Хароном и внешний пояс астероидов, в котором известно пока не так много объектов, как в главном поясе.
На сегодняшний день известно около 500 астероидов, чьи орбиты пересекаютя с орбитой Земли. Некоторые астероиды движутся по очень сильно вытянутым эллиптическим траектриям. Например, астероид Икар оказывается то ближе к Солнцу, чем Меркурий, то даже дальше от Светила, чем Марс. Считается, что есть много пока еще не обнаруженных апероидов, движущихся именно по таким орбитам, и от них вполне можно ожидать неприятных сюрприэов.
Подобные звездам "aster" и "eidos"
 4) Что же представляют собой эти космические «лилипуты», столь небезопасные для человечества? Название «астероид» происходит от греческих слов "aster"-звезда и "eidos" - вид и означает «звездоподобный», или имеющий вид звезды. Названы эти объекты были так потому, что даже в самые мощные телескопы они, в отличие от планет с хорошо различимым диском и даже деталями на нем, были видны лишь как маленькие блестящие точки. А малыми планетами их назвали потому, что они, подобно Земле и другим крупным планетам Солнечной системы, движутся па орбитам вокруг нашеrо Светила. Подавляюищее большинство астероидов раслоложено между орбитами Марса и Юпитера, образуя так называемый главный пояс астероидов, хотя некоторые из объектов выходят далеко за эти пределы.
    Одни из них, например Адонис, Дедал, Икар, очень близко подходят к Солнцу, другие - напротив, значительно удалены от него. Последние формируют скопления между орбитами Сатурна и Урана, а также на самой «окраине» Солнечной системы - за орбитой Нептуна (внешний пояс астероидов). С точки зрения астрономии среди небесных тел выделяют планеты, движущиеся по орбитам вокруг Солнца, и спутники, движущиеся по орбитам вокруг планет. В гpyппy планет попадают тела самого разного размера, в том числе и сравнительно небольшие, которые так и называют - малые планеты, или астероиды. С точки же зрения планетологии (гeологии лланет) важно не то, как данное небесное тело движется в Солнечной системе, а какие внутри него происходили и происходят геологические процессы. При таком подходе к планетным телам относятся не только собственно планеты, но и наиболее крупные спутники и столь же крупные астероиды. А вот мелкие спутники планетология относит к астероидному классу тел - это такие объекты, на которых вряд ли происходили геологические процессы, связанные с разогревом и выплавлением магм, и у которых, скорее всего отсутствуют ядро и кора; характерные для планет. Диаметр таких малых тел не превышает 100-200 км. ([4] - карта Солнечной системы, показывающая расположение всех астероидов на 14 августа 2003 г: во внешнем поясе астероидов - красные и белые точки)
Галерея портретов (близкие пролеты)
 5) Ни один из астероидов, кроме яркой Весты, невозможно увидеть с Земли невооруженным глазом, а большинство из них настолько малы, что определить их размеры и форму чрезвычайно трудно даже в сильный телескоп - ведь расположены они от Земли дальше, чем Марс. Поэтому, чтобы детально рассмотреть строение поверхности астероидов, надо подобраться к ним поближе. И это уже неоднократно было сделано с помощью автоматических станций. Первое достоверное представление о том, как выглядит поверхность небесного тела, сходного по размерам и плотности с астероидами, дали снимки Фобоса и Деймоса, полученные в 1972 году с американской станции «Mariner-9». Эти спутники Марса считаются «заблудившимися» астероидами, проходившими вблизи планеты, попавшими в поле ее притяжения да так и оставшимися навсегда на орбитах вокруг Красной планеты. Впоследствии более подробные снимки Фобоса были переданы на Землю американской АС «Viking» и советской «Фобос-2». Оказалось, что форма Фобоса вытянутая, а его размеры составляют 27х21 км.
    В 1990-х годах космические cтанции были направлены и к «настоящим» астероидам. Причем большинство из них встречались с астероидами «попутно». Американская станция «Galileo» по дороге к Юпитеру пролетела вблизи Гаспры и Иды, обнаружив у Иды спутник, названный Дактилем, - первый достоверно установленный спутник астероида. Итало-европейско - американская станция «Cassini» на своем пути к Сатурну сфотографировала небольшой (диаметром 15-20 км) астероид Мазурский, впервые определив его размеры. Направлявшиеся на встречу с кометами американские зонды «Deep Sрасе 1» и «Stardust» прошли вблизи астероидов Брайль и Аннафранк, передав на Землю их фото.
    Мазурский (2685) - фото астероида получено в 2000 году с расстояния 16 млн. км станцией «Cassini», пролетавшей через главный пояс астероидов на пути к Сатурну. Впервые с помощью космической техники изучен объект, труднодоступный для наблюдений с Земли из-за его малого диаметра (15-20 км), величину которого удалось определить только по снимку. Астероид носит имя выдающегося американского планетолога Гарольда Мазурского (1923-1990), пионера исследований планет, участвовавшего в работах со всеми планетными космическими станциями, запущенными в США, - от первых лунных «Ranger» 1960-х годов до пролета «Voyager» вблизи Нептуна в конце 1980-х.
Семейный портрет (краткий обзор)

«Семейный портрет» крупнейших астероидов (диаметр более 200 км). Показаны их форма и размеры в сравнении с Марсом. Перед каждым названием - номер астероида. Особого внимания заслуживают двойной астероид (624) Гектор и «семейный портрет» Флоры - группа расположенных рядом мелких астероидов (лишь пять из них превышают 30 км в диаметре), среди которых и Гаспра - первый астероид, заснятый с космической станции. Вокруг трех астероидов - Евгении, Гермионы и Камиллы - вращаются небольшие естественные спутники.
    Сейчас точно определены параметры почти 66 000 астероидов. Каждый из них имеет свой порядковый номер, присваиваемый Международным астрономическим союзом. Почти у 11000 из них есть собственные названия, перед которым, чтобы не запутаться, астрономы всегда узазывают еще и порядковый номер: (1) Церера, (2) Паллада, (3) Юнона, (4) Веста и так далее. В последнее время в связи с совершенствованием методов астрономических наблюдений количество открытых астероидов растет в геометрической прогрессии, удваиваясь каждые два года, а вот присвоение новых названий идет с "постоянной скоростью" - примерно 1200 названий в год.

Астероид Церера