Астероиды - космические лилипуты
Исследование Солнечной Системы - Астероиды и Кометы
Астероиды
Столкновения
Страница: Туринская шкала опасности, Столкновение астероида с Землей, Распад астероида P/2013 R3;
Малые тела Солнечной системы

Катастрофические последствия

Астероид - небольшое планетоподобное тело Солнечной системы (малая планета). Самый большой из них Церера, имеющий размеры 970х930 км. Астероиды по размерам сильно различаются, самые маленькие из них не отличаются от частиц пыли. Несколько тысяч астероидов известно под собственными именами. Полагают, что насчитывается до полумиллиона астероидов с диаметром более полутора километров. Однако общая масса всех астероидов меньше одной тысячной массы Земли. Большинство орбит астероидов сконцентрировано в поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера на расстояниях от 2,0 до 3,3 а.е. от Солнца.

Имеются, однако, и астероиды, чьи орбиты лежат ближе к Солнцу, типа группы Амура, группы Аполлона и группы Атена. Кроме того, имеются и более далекие от Солнца, типа центавров. На орбите Юпитера находятся троянцы. Астероиды могут быть классифицированы по спектру отраженного солнечного света: 75% из них очень темные углистые астероиды типа С, 15% - сероватые кремнистые астероиды типа S, а оставшиеся 10% включают астероиды типа М (металлические) и ряд других редких типов. Классы астероидов связаны с известными типами метеоритов. Имеется много доказательств, что астероиды и метеориты имеют сходный состав, так что астероиды могут быть теми телами, из которых образуются метеориты. Самые темные астероиды отражают 3 - 4% падающего на них солнечного света, а самые яркие - до 40%. Многие астероиды регулярно меняют яркость при вращении. Вообще говоря, астероиды имеют неправильную форму. Самые маленькие астероиды вращаются наиболее быстро и очень сильно различаются по форме. Космический аппарат “Галилео” при полете к Юпитеру прошел мимо двух астероидов, Гаспра (29 октября 1991 г.) и Ида (28 августа 1993 г.). Полученные детальные изображения позволили увидеть их твердую поверхность, изъеденную многочисленными кратерами, а также то, что Ида имеет небольшой спутник. С Земли можно получить информацию о трехмерной структуре астероидов с помощью большого радиолокатора Аресибской обсерватории. Астероиды, как полагают, являются остатками вещества, из которого сформировалась Солнечная система. Это предположение подкреплено тем, что преобладающий тип астероидов внутри пояса астероидов меняется с увеличением расстояния от Солнца. Столкновения астероидов, происходящие на больших скоростях, постепенно приводят к тому, что они разбиваются на мелкие части.

Падение астероида
6 марта 2006 г. на расстоянии около 3,2 млн км от Земли пролетел астероид 2000 PN9. 2000 PN9 - довольно крупный астероид, его размер в попереч-нике составляет 1,6 км. По расчетам ученых при столкновении Земли с астероидом размером в 1 км на нашей планете может произойти катастрофа.
Падение астероида: катастрофические последствия
Метеорный кратер, который находится в США в штате Аризона, стал первым кратером, который был идентифицирован как след от удара крупного метеорита. Размеры у этого кратера следующие: диаметр - 1250 м, глубина - около 175 м. Этот кратер образовался почти 50 тысяч лет назад.
Последствия от падения

Перенесемся в век 20-й. Сентябрь-октябрь 1960 г. На обсерватории Маунт Паломар было проведено систематическое фотографирование небольшой области неба, расположенной вблизи точки весеннего равноденствия, т.е. вблизи эклиптики, вдоль которой движутся астероиды. За два месяца было сфотографировано около 2200 астероидов вплоть до 20m, причем для 1811 из них удалось определить приблизительные орбиты. Полагают, что общее число астероидов, движущихся в астероидном кольце, от крупнейших до тел поперечником 1 км достигает одного МИЛЛИОНА (!). При всем этом количество астероидов растет по мере уменьшения их размеров.
    Астероиды рвутся к Земле! 14 июня 1873 г. Джеймс Уотсон на обсерватории Энн Арбор (США) открыл астероид 132 Аэрту. За этим объектом удалось следить всего три недели, а потом его потеряли. Однако результаты определения орбиты, говорили о том, что перигелий Аэрты находится внутри орбиты Марса. Но астероиды, которые бы приближались к орбите Земли, оставались неизвестны до конца XIX в. Первый астероид вблизи Земли был открыт Густавом Виттом только 13 августа 1898 г. В этот день на обсерватории Урания в Берлине он обнаружил слабый объект, быстро перемещающийся среди звезд. Большая скорость свидетельствовала о его необычайной близости к Земле, а слабый блеск близкого предмета - об исключительно малых размерах. Это был 433 Эрос, первый астероид-малютка поперечником менее 25 км. В год его открытия он прошел на расстоянии 22 млн.км. от Земли. Его орбита оказалась не похожа ни на одну до сих пор известную. Перигелием она почти касалась орбиты Земли. 3 октября 1911 г. Иоганн Пализа в Вене открыл астероид 719 Альберт, который мог подходить к Земле почти так же близко, как Эрос - до 0,19 a.e. 12 марта 1932 г. Эжен Дельпорт на обсерватории в Уккле (Бельгия) открыл совсем крошечный астероид на орбите с перигелийным расстоянием q=1,08 a.e. Это был 1221 Амур поперечником менее 1 км, прошедшем в год открытия на расстоянии 16,5 млн.км. от Земли.
    Удивительное открытие среди астероидов произошло в 1949 году. Был открыт астероид Икар (1566). Его орбита проникает внутрь орбиты Меркурия! К Солнцу Икар приближается на расстояние в 28,5 миллионов километров. Его поверхность на солнечной стороне раскаляется до такой степени, что, будь на ней цинковые или свинцовые горы, они растеклись бы расплавленными ручьями. Температура поверхности Икара превышает 600 С! В период между 1949 и 1968 годами Икар подошел так близко к Меркурию, что тот своим гравитационным полем изменил орбиту астероида. Расчеты австралийских астрономов показали, что при следующем сближении Икара с нашей планетой в 1968 году, он рухнет в Индийский океан в районе африканского побережья. Его падение на Землю эквивалентно по мощности взрыву около 1000 водородных бомб! Надеюсь, читатели современной «желтой прессы» представляют, что творилось на африканском побережье, и не только, после таких газетных сообщений.
    «Сенсационные результаты» австралийских астрономов перепроверили советский астроном И. Л. Беляев и американец С. Херрик, после чего человечество сразу успокоилось. Оказывается, Икар действительно тесно должен сблизиться с Землей. Но эта теснота сугубо астрономическая. В момент максимального сближения оба небесных тела будут находиться на расстоянии примерно 6,5 миллионов километров. 14 июня 1968 года, приветственно «помахав» землянам, Икар, действительно прошел мимо Земли, как было предсказано, и был доступен для наблюдений любительскими средствами наблюдений неба. Но, давайте посмотрим, что же говорят астрономы современности об астероидной опасности для Земли. Это ближе к интригующей ситуации, связанной с падением астероида на Землю в наше время. К началу 90 годов прошлого столетия, астрономы, проведя анализ пролета астероидов около Земли на «опасных» расстояниях начали создавать целые группы по обнаружению потенциально опасных астероидов. Вскоре их наблюдения уже можно было свести в одну таблицу.

Что настораживает астрономов?

Астероиды достаточно близко подходят к Земле по космическим меркам, что и настораживает астрономов. Казалось бы, астероиды, словно сговорившись, пытаются атаковать Землю, как бы пристреливаясь. Однако следует иметь ввиду, что регулярные наблюдения ведутся не более десятка лет, отсюда и большое количество «внезапно» вторгшихся в окрестности Земли астероидов. 14 мая 1996 года астрономы Т. Спар и К. Герген-ротер (Аризонский университет, США), работающие на 40-см широкоугольном астрографе по программе поиска потенциально опасных для Земли астероидов, обнаружили в 900 тыс. км. от нашей планеты один такой "экземпляр". По предварительным оценкам астероид, получивший обозначение 1996 JA1, имел размеры от 300 до 500 метров в диаметре. 19 мая этот "небесный бродяга" пронесся на расстоянии 450 тыс.км. от Земли, т.е. чуть больше расстояния от Земли до Луны. Исходя из тревожных фактов, описанных выше, астрономическая общественность 16 июня 1996 года провела конференцию "Астероидная опасность-96", что совпало с 250-летием со дня рождения итальянского астронома Джузеппе Пиацци. Конференция длилась 4 дня и собрала не только астрономов и математиков, но и разработчиков космической техники. Было заслушано множество докладов, раскрывающих проблемы обнаружения опасных астероидов, слежения за ними и противодействия их возможному столкновению. 1997 год. Обнаружен потенциально опасный астероид 1997XF11. Это было последней каплей для NASA, и американское космическое агентство учредило новую службу NEOPO (Near-Earth Object Program Office - Управление программой околоземных объектов), которая будет координировать работу по поиску и слежению за потенциально опасными космическими объектами.

Выброс вещества
Извергнутый при падении хогтонского метеорита блок. Падение гигантских метеоритов на Землю обычно рассматривается как катастрофическое событие, приводящее к массовому вымиранию флоры и фауны. Однако, результаты последних исследований показывают, что, возможно, метеориты сыграли роль в возникновении жизни.
Падение астероида: катастрофические последствия
Crater Lake (9 km), Oregon. Падение гигантских метеоритов на Землю обычно рассматривается как катастрофическое событие, приводящее к массовому вымиранию флоры и фауны.
Огромный кратер

Служба NEOPO надеется обнаружить до 90% из 2000 астероидов и комет диаметром более 1 км, которые могут подходить близко к Земле. Эти объекты достаточно велики, чтобы вызвать глобальную катастрофу, но заметить на небе их очень сложно. Поэтому поиск опасных комет и астероидов должен объединить усилия многих обсерваторий и космических агенств. Так что же? Будем защищаться? Астероид 1999 AN10 был открыт в 1999 году с помощью автоматического телескопа LINEAR. Когда Андреа Милани (Пизанский университет, Италия) и его коллеги определили параметры его орбиты, оказалось, что в течение 600 лет астероид будет довольно часто пролетать мимо Земли, а в 2039 году существует даже опасность столкновения, правда, очень маленькая - приблизительно один шанс из миллиарда! Так что столкновение в 2039 году нам не угрожает, но на смену ему пришли две новые черные даты: одна в 2044, вторая в 2046 году. Шансы на столкновение в 2046 году довольно малы — один из пяти миллионов. Но вот вероятность того, что малая планета окажется на орбите, ведущей к столкновению в 2044 году, по расчетам в десять раз выше - 1:50000. Служители прессы подхватили из этого сообщения то, что им было нужно, т.е. то, что астероид может упасть на Землю(!), забыв, естественно, указать вероятность такого события и раздули сенсацию до вселенских масштабов. Кричащие заголовки типа «Апокалипсис грядет!» или «Конец света близок!» заставили крепко поволноваться население стран цивилизованного мира. Но не будем забывать об истории с астероидом Икар, который «должен был» упасть в Индийский океан.
    Будем жить, дорогие земляне! Представим себе на минуту, что действительно опасный астероид только что обнаружен. Как сообщить миру о грозящей ему беде? Ведь порой именно своевременное оповещение играет спасительную роль в чрезвычайной ситуации. Услышав сигнал тревоги, многие смогут спастись. Ну, а если произошла ошибка в расчетах, что тогда? Возникнет лишь ненужная паника, как известно, способная натворить немало бед. Кроме этого возможна и еще одна угроза. Если ошибка повторится и зловещий прогноз не сбудется несколько раз, то доверие к нему притупится и тогда, когда беда действительно придет, в ее реальное приближение просто никто не поверит. Как же всего этого избежать? Проработка подобного вопроса велась уже давно, но реальное решение было принято лишь совсем недавно, в июне 1999 года. Именно тогда в итальянском городе Турине состоялась рабочая конференция Международного астрономического союза. На ней было объявлено о решении, использовать для оценки угрозы с неба специальную шкалу, аналогичную известной шкале Рихтера, успешно применяемой во всем мире. Идея шкалы астероидной опасности, теперь получившей название Туринской, принадлежит профессору планетной астрономии Массачусетского технологического института Ричарду Бинзелу. Однако путь ее к признанию был весьма непрост. Все началось еще в 1993 году, когда в научных, а особенно, околонаучных кругах, велась дискуссия о, якобы предсказанном столкновении с Землей в будущем кометы Свифта-Туттля. Конечно же, при более строгом расчете ее орбиты, опасность оказалась надуманной, но просочившиеся в прессу сообщения все же успели добавить паники среди населения. Во избежание дальнейших кривотолков и дутых сенсаций, профессор Бинзел создал шкалу астероидной опасности. Обсудив ее летом 1999 года в г. Турине, где проходила конференция по астероидной опасности, МАС официально принял этот документ.

ТУРИНСКАЯ ШКАЛА АСТЕРОИДНОЙ ОПАСНОСТИ:

0. Вероятность столкновения равна нулю или ниже вероятности столкновения Земли с неизвестным небесным телом того же размера в течение нескольких десятилетий. Эту же оценку получают небольшие небесные тела, которые даже в случае столкновения не смогут достичь поверхности вследствие разрушения в атмосфере Земли.
   1. Вероятность столкновения чрезвычайно низка или равна вероятности столкновения Земли с неизвестным небесным телом того же размера.
   2. Небесное тело совершит сближение с Землей, однако столкновение при этом маловероятно.
   3. Тесное сближение с Землей с вероятностью столкновения 1% и более. В случае столкновения возможны локальные разрушения.
   4. Тесное сближение с Землей с вероятностью столкновения 1% и более. В случае столкновения возможны региональные разрушения.
   5. Тесное сближение с Землей с серьезной вероятностью столкновения, которое может вызвать региональные " разрушения.
   6. Тесное сближение с Землей с серьезной вероятностью столкновения, которое может вызвать глобальную катастрофу.
   7. Тесное сближение с Землей с очень высокой вероятностью столкновения, которое может вызвать глобальную катастрофу.
   8. Столкновение, способное вызвать местные разрушения (подобные события происходят раз в 1000 лет)
   9. Столкновение, способное вызвать глобальные разрушения (подобные события происходят раз в 1000-100000 лет)
   10. Столкновение, способное вызвать глобальную катастрофу (подобны е события происходят раз в 100000 лет и более). (Туринская шкала астероидной опасности: 10 баллов)

Оценив нашумевшие астероиды 1997 XF11 и 1997AN10 согласно этой шкалы, можно сделать вывод, что по Туринской шкале они набирают 1 балл, и то, до момента уточнения их орбит. А после уточнения опасность их снижается до 0 баллов. Остается добавить, что на сегодняшний момент науке неизвестно ни одного астероида, который по Туринской шкале имел бы оценку свыше 0 баллов. Однако, если быть до конца справедливым, стоит отметить, что на данный момент обнаружено около 20% потенциально опасных астероидов. Но, тем не менее, оценивая ближайшее будущее, можно сказать, что астероидов выше 0 баллов по Туринской шкале не ожидается.
    И ПОСЛЕДНЕЕ… Согласно работе Дэвида Рабиновича (Йелльский университет, США) и его коллег, прежние оценки числа крупных околоземных астероидов завышены, по крайней мере, вдвое. Если раньше ученые считали, что их количество достигает 2000, то теперь установлено, что оно заключено в пределах от 500 до 1000. Эта оценка получена с помощью системы слежения за астероидами NEAT, установленной на 1-метровом телескопе ВВС США на вершине горы Халеакала (Гавайские о-ва, США). Авторы статьи уточнили число околоземных астероидов с помощью более совершенных компьютерных технологий. Статистическая обработка снимков позволяет учесть возможные источники ошибок и по числу обнаруженных объектов оценить число астероидов, оставшихся незамеченными. В прошлом, когда при поиске малых планет приходилось полагаться на людей, в эту оценку постоянно вмешивались такие неопределенные факторы, как усталость, особенности зрения и пр. Теперь поиск производится с помощью компьютеров, благодаря чему оценить ошибку подсчета стало гораздо легче.Результаты оказались обнадеживающими. Рабинович и его коллеги подсчитали, что несколько сотен известных околоземных астероидов, возможно, составляют около половины всех подобных объектов, поэтому задача NASA — обнаружить к 2010 году 90% околоземных астероидов диаметром более 1 км — близка к выполнению. Итак, подведем итог вышеизложенного. Ни один из известных околоземных астероидов в обозримом будущем опасности для землян не представляет!

Определен самый опасный астероид для Земли

Астрономы, занимающиеся отслеживанием околоземных астероидов, оповещают об обнаружении нового объекта, на сегодняшний день оказавшегося на самом верху списка потенциально опасных астероидов, угрожающих столкновением с Землей. Этот астероид может врезаться в нашу планету 4 мая 2102 года. Однако Дон Еоманс (Don Yeomans), руководитель программы NASA, посвященной поиску и изучению околоземных объектов ( Near Earth Object Program) в Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory - JPL) в Пасадене (США, штат Калифорния), пока нас успокаивает: "Дополнительные наблюдения скорее всего покажут, что эта угроза снизится до нулевого уровня". Впрочем, он тут же и добавляет: "Гораздо вероятнее то, что мы будем атакованы каким-нибудь объектом, о котором пока еще ничего не известно". Первоначально грозный астероид был выявлен в ходе реализации проекта LINEAR ( Lincoln Laboratory Near-Earth Asteroid Research - Лаборатория поиска околоземных астероидов имени Линкольна ) Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology - MIT). Новые наблюдения, проводимые в течение 475 дней, позволили исследователям более точно вычислить орбиту "неприятеля", получившего наименование 2004 VD17. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что данный астероид имеет шанс 1/1000 на нанесение удара Земле в 2102 году. Поперечник 2004 VD17 составляет приблизительно 580 метров (это если судить по его яркости при типичной отражательной способности; ну а масса, соответственно, порядка миллиарда тонн!). Астероид такого размера при падении на Землю образовал бы ударный кратер приблизительно 10 километров шириной и вызвал бы землетрясение силой в 7,4 балла по шкале Рихтера (при этом выделится энергия порядка 10 тысяч мегатонн, что сопоставимо с содержимым всех земных ядерных арсеналов). К счастью, у нас (и у следующего поколения) есть еще в запасе столетие, чтобы предпринять какие-то действия и в случае чего постараться свести опасный "камешек" с его смертельной орбиты.
    Теперь оценка опасности этого астероида по так называемой Туринской шкале астероидной опасности равна "двойке". Это большая редкость. Самым высоким уровнем, когда-либо достигаемым астероидом, был уровень "четверки". Так "отличился" в декабре 2004 года астероид Апофис (99942 Apophis - 2004 MN4) диаметром 320 метров (масса 100 миллионов тонн), однако последующие вычисления понизили оценку уровня его опасности до одного балла. Так что VD17 в настоящее время в списке потенциально опасных астероидов NASA стоит выше самого Апофиса (его шансы столкнуться с Землей 13 апреля 2036 года оцениваются как 1/5000). Кроме Апофиса и VD17 упоминается еще астероид 1950 DA, который имеет большие шансы когда-нибудь "достать" Землю, но это может случиться только в 2880 году и поэтому по определению не входит в "компетенцию" Туринской шкалы. Располагая данными об орбите астероида, его скорости и массе, астрономы могут рассчитывать траекторию на десятки лет вперед и проставляют таким образом оценки от 0 до 10 баллов.
    Нужно отметить, что у Туринской шкалы есть и конкурент - Палермская шкала ( Palermo Scale), дополнительно учитывающая близость соударения по времени. Согласно современным оценкам, всего насчитывается свыше 300 тысяч близких небесных тел поперечником порядка 100 метров. Такие астероиды должны по статистике падать на Землю раз в несколько тысячелетий. А вот астероид поперечником в один километр по статистике поражает Землю всего один раз в миллион лет и приносит очень большие беды, не приводящие, однако, к глобальной катастрофе (при его падении погибнет как минимум миллиард человек!). На всей нашей планете при этом меняется климат. Удар 5-километрового объекта (таковой случается раз в 10 миллионов лет) имеет уже необратимые последствия, и даже 3-километровый астероид уничтожил бы нашу цивилизацию, хотя это не обязательно будет означать конец человеческой расы. Астероиды диаметром от 10 километров и выше приводят к массовой гибели значительной части живых существ и растений на всей планете.
    По словам Александра Зайцева (доктор физико-математических наук, ведущий специалист по радиолокационному изучению Вселенной Института радиоэлектроники РАН) сейчас самое время вспомнить о том, что давно уже предлагается нами и нашими американскими коллегами - о создании первого астероидного радиолокатора (European-Near-Earth- Object-Radar). Все существующие радиолокационные телескопы, а их в мире всего три - два в Новом Свете ( Аресибо и Голдстоун) и один - в Старом (Евпатория), создавались не специально для целей радиолокации небесных тел, а используют системы станций дальней космической связи. десь же речь идет именно о создании первого специализированного радара для системы противоастероидной обороны. Роль радиолокации исключительно велика - и об этом как раз говорят и ученые NASA, и российские ученые. Именно радиолокационные измерения расстояния и лучевой скорости астероида дают наиболее достоверную высокоточную информацию и позволяют построить устойчивый прогноз движения опасного небесного тела на интервале в сотни лет.