Астероиды - космические лилипуты
Исследование Солнечной Системы - Астероиды и Кометы
Кометы
О кометах
Страница: История изучения, Определение кометы (Part #1, Part #2), Природа и строение, Солнечные кометы (Part #1, Part #2), Кометы Главного пояса, Разрушение комет (Part #1, Part #2), Знаменитые странницы (Part #1, Part #2), Комета у Марса, Периодичные кометы;

Самые знаменитые странницы

Комета Аренда-Ролана (C/1956 R1): яркая комета, обнаруженная в 1957 г. Одно время казалось, что у нее образовывается “шип”, направленный к Солнцу. Но это был оптический эффект, вызванный тем, что освещенные пылевые частицы, оставляемые кометой за собой, при пересечении Землей плоскости орбиты кометы становятся видимыми как бы "впереди" кометы.
     Комета Беннета (C/1969 Y1): красивая комета, обнаруженная 28 декабря 1969 г. Дж. К. Беннетом (Южная Африка). Ее яркость достигла нулевой звездной величины в марте 1970 г., когда комета имела хвост длиной в 30°. Наблюдения, проведенные с Орбитальной геофизической обсерватории ("ОГО-5"), показали наличие обширного водородного облака, окружающего голову и хвост и простирающегося в направлении, параллельном хвосту, на 13 млн. км.
     Комета Биелы (3D/Биелы): комета девятнадцатого века, известная тем, что перед полным исчезновением разделилась на две части. Комета была открыта в 1772г Монтенем из Лиможа. Когда она была вновь обнаружена австрийским майором Вильгельмом Йозефштадт фон Биелой 27.02.1826г, ее орбита была вычислена достаточно точно, так что удалось идентифицировать два ее предыдущих появления. Период оказался равным 6,6 года. При появлении кометы в 1846 г она уже была разделена на две части. К 1852 г две половины находились на расстоянии более двух миллионов километров, но двигались по одной и той же орбите. После этого их никогда не видели. Отдельные световые явления отмечались как до, так и после разделения кометы. С кометой Биелы связан ноябрьский метеорный дождь ( Андромедиды).
     Комета Веста (C/1975 V1): яркая, видимая невооруженным глазом комета, которая появилась в 1975 г. Ее хвост покрывал большую треугольную область неба, а ядро проявляло признаки необычной активности, распавшись на четыре части вскоре после прохождения перигелия.
     Комета Галлея (комета 1P/Галлея): самая известная из всех периодических комет, которая движется по удлиненной элиптической орбите вокруг Солнца, возвращаясь к Земле каждые 75,5 лет. Из исторических записей следует, что комета Галлея наблюдается в течение более 2200 лет, начиная с 239 г до н.э. Она наблюдалась 30 раз. Это связано с тем, что комета Галлея намного больше и активнее других периодических комет. Ни для одной другой кометы нет исторических записей, которые могли бы сравниться с кометой Галлея.
    Эдмунд Галлей (1656-1742), в честь которого названа комета, не был ее открывателем, но он был первым, кто в 1705 г понял связь между кометой, которую он наблюдал в 1682 г, и некоторыми другими зарегистрированными появлениями комет, отделенными друг от друга интервалами в 76 лет. Он вычислил орбиты ряда комет, основываясь на недавно опубликованной теории Исаака Ньютона. Заметив подобие орбит комет, наблюдавшихся в 1531, 1607 и 1682 гг, он предсказал возвращение кометы в 1758-59 гг, которое действительно наблюдалось, но уже после его смерти. Перигелий орбиты кометы Галлея лежит на расстоянии 0,587 а.е. (между орбитами Меркурия и Венеры). Наиболее удаленная точка орбиты находится вне орбиты Нептуна на расстоянии 35,31 а.е. Орбита наклонена к основной плоскости солнечной системы на 162°, и комета движется по орбите в направлении, противоположном движению планет. Возвращение 1986 г было очень неблагоприятным для наблюдения с Земли, но космические зонды, запущенные несколькими странами, провели успешные исследования кометы. Ближе всех к комете подошел европейский зонд "Джотто", который 14 марта 1986 г прошел примерно в 605 км от ее ядра. Советские зонды "Вега-1" и "Вега-2" наблюдали ядро 6 и 9 марта 1986 г с расстояний 8890 и 8030 км, и собранная ими информация была использована для корректировки курса "Джотто" на последнем участке. Были запущены также два маленьких японских зонда. Было сделано более 1500 снимков кометы. Результаты наблюдений окончательно подтвердили существование у кометы твердого ядра, вероятно, состоящего из льда и пыли. Оно имеет неправильную удлиненную форму, напоминающую картофелину, размерами 14x7,5х7,5 км. Ядро темное, отражающее только 4% падающего солнечного света. Оно медленно вращается, совершая один оборот за 7,1 суток (с 3,7-суточной прецессией). На обращенной к Солнцу стороне измеренная температура достигала 350 K, что достаточно для таяния льда, и там наблюдались выбросы выбросы газа и пыли прорываются через темную оболочку, покрывающую ледяное ядро. С кометой Галлея связаны два метеорных потока (Эта-Аквариды и Ориониды).
     Комета Де Чезо: исключительно яркая комета, открытая независимо Клинкенбергом из Гарлема 9 декабря и Де Чезо из Лозанны 13 декабря 1743 г. Она достигла звездной величины -7 и породила веер хвостов. Всего было замечено одиннадцать отдельных хвостов.
     Комета Делавана (C/1913 Y1): яркая комета, обнаруженная Делаваном из Ла-Платы (Аргентина) в декабре 1913 г. Она оставалась видимой в течение многих месяцев в 1914 г.
     Комета Джакобини-Циннера (21P/Джакобини-Циннера): периодическая комета, обнаруженная 20.12.1900 г в Ницце (Франция) Джакобини, а 27.10.1913 г Циннером. Период обращения вокруг Солнца - 6,52 лет. Ее диаметр составляет 6км. С этой кометой связан наблюдаемый иногда в октябре метеорный поток Драконид, образуемый при вхождении в атмосферу Земли мелкими частицами кометы, движущимися по той же самой орбите. В 1985 г Американский космический зонд "ISEE-3" (ISEE - Sun–Earth Explorer - Международный солнечно-земной зонд), первоначально запущенный в 1978 г с другой целью, получил задание пройти через хвост кометы Джакобини-Циннера в рамках проекта "ICE" (ICE - International Cometary Explorer - Международный кометный зонд).
     Комета Донати (C1858 L1): комета, обнаруженная Джованни Б. Донати из Флоренции в 1858 г. На рисунках того времени она изображена с широким изогнутым пылевым хвостом и двумя узкими прямыми ионными хвостами. Из ее головы в течение нескольких недель регулярно выбрасывались "фонтаноподобные" оболочки.
     Комета Икея-Секи (C/1965 S1): исключительно яркая комета, открытая 18 сентября 1965 г. двумя японскими астрономами-любителями. Она была особенно заметна в южном полушарии после прохождения перигелия. Принадлежит к группе комет, известных как "задевающие Солнце". У таких комет очень небольшой перигелий, так что фактически они проходят сквозь внешние слои Солнца.
     Комета Коджиа (C/1874 H1): яркая комета, обнаруженная Ж.Э. Коджиа из Марселя в 1874 г. Комета быстро перемещалась к югу, образуя хвост длиной в 40°. Можно было заметить несколько "фонтаноподобных" оболочек, выбрасываемых из активных областей ее вращающегося ядра.
     Комета Когоутека (C/1973 E1): комета, открытая в марте 1973 г, за 9 месяцев до прохождения перигелия, когда она находилась вблизи орбиты Юпитера. Предположения о том, что эта комета должна оказаться достаточно красивой, не оправдались. Тем не менее она стала объектом обширной скоординированной программы профессионального наблюдения, которая включала и наблюдения с борта орбитальной лаборатории "Скайлэб". В ходе этих наблюдений было получено много новой информации о кометах, включая первое прямое доказательство присутствия силикатов в пылевом хвосте кометы. Период ее обращения около 80000 лет.
     Комета Лекселя: комета, открытая Шарлем Мессье 14 июня 1770 г, но названная по имени Aндрея Ивановича (Андерса Иоганна) Лекселя (1740-1784), который исследовал ее орбиту и опубликовал результаты своих вычислений в 1772 и 1779 гг. Он показал, что близкий подход кометы к Юпитеру в 1767г вызвал большое изменение ее орбиты, в результате чего комета приблизилась к Земле настолько, что стала видимой. Наименьшее расстояние до Земли было достигнуто 1 июля 1770 г и составило 0,015 астрономических единицы (т.е. 2,244 миллиона километров). Это в шесть раз превышает расстояние до Луны. Когда комета находилась ближе всего, видимый размер ее комы был равен почти пяти диаметрам полной Луны. Это самым близким зарегистрированным подходом комет к Земле. Однако при следующем приближении к Юпитеру в 1779 г орбита претерпела столь существенные изменения, что комета никогда больше не наблюдалась.
     Комета Морхауза (C/1908 R1): комета, открытая в США в 1908 г, которая первой из комет начала активно изучаться с применением фотографии. В структуре хвоста были замечены удивительные изменения. В течение дня 30 сентября 1908 г эти изменения происходили непрерывно. 1 октября хвост оторвался, и его уже нельзя было наблюдать визуально, хотя фотография, сделанная 2 октября, показывает наличие трех хвостов. Разрыв и последующий рост хвостов происходили неоднократно.
     Комета Мркоса (C/1957 P1): яркая комета 1957г, открытая чешским "охотником за кометами" при наблюдении невооруженным глазом.
     Комета Теббутта (C/1861 J1): яркая комета, видимая невооруженным глазом, была открыта австралийским астрономом-любителем в 1861 г. Земля прошла сквозь хвост кометы 30 июня 1861 г.
     Комета Хейла-Боппа (C/1995 O1): одна из наиболее ярких комет XX в., выделяющаяся очень большим размером. Открыта Аланом Хейлом и Томасом Боппом (22 июля 1995 г) и достигла перигелия 1 апреля 1997 г при максимальной яркости около величины -1. По оценкам, ее ядро имеет в поперечнике 90 км, а эксцентриситет 0,914. Максимальна длина ее ионного хвоста составила 148 млн км, а период ее обращения составляет 2380 лет.
     Комета Хиякутаке (C/1996 B2): большая комета, которая по яркости достигла нулевой величины в марте 1996 г и образовала хвост, протяженность которого оценивается по крайней мере в 7°. Ее видимая яркость в значительной степени объясняется близостью к Земле - комета прошла от нее на расстоянии менее 15 млн. км. Максимальное сближение с Солнцем 0,23 а.е, а ее диаметр около 5км.
     Комета Швассмана-Вахмана 1 (29P/Швассмана-Вахмана 1): периодическая комета, открытая наблюдателями из Гамбурга в 1927 г. Она вращается по почти круговой орбите, проходящей между орбитами Юпитера и Сатурна, с периодом 16,1 года. Комету можно видеть каждый год во время противостояния. Имея обычно 18-ю звездную величину, комета в течение 27 дней может увеличить свою яркость на 4-8 звездных величин. Такие вспышки сопровождаются изменениями в ядре и коме.
     Комета Шумейкер-Леви (D/1993 F2): комета, которая врезалась в планету Юпитер в июле 1994 г. Когда эта комета была впервые обнаружена на фотографиях 25 марта 1993 г. Каролин и Юджином Шумейкерами и Дэвидом Леви, она находилась на удлиненной орбите вокруг Юпитера с 2-летним периодом обращения и представляла собой цепочку, состоящую примерно из 20 отдельных фрагментов. Расчеты показали, что она вращалась вокруг Юпитера в течение нескольких десятилетий, но разделилась под действием приливных сил при близком подходе к Юпитеру в июле 1992 г. Эта встреча обусловила и изменение движения фрагментов, вызвав их столкновение с планетой. Они друг за другом ударились о поверхность Юпитера между 16 и 22 июля 1994 г. В результате ударов в атмосфере Юпитера появились большие темные облака, причем в инфракрасном свете были заметны и яркие вспышки. Темные облака наблюдались в течение нескольких месяцев, пока не были рассеяны ветрами и турбулентными движениями.
     Комета Энке (2P/Энке): периодическая комета, впервые замеченная французским астрономом Пьером Мешеном (1744-1804) в 1786 г. Она была повторно зафиксирована Каролиной Гершель в 1795 г., Жаном Луи Понсом и другими в 1805 г. и снова Понсом в 1818 г. Иоганн Ф. Энке (1791-1865) вычислил орбиту кометы, замеченной в 1818 г, и установил связь с ее предыдущими появлениями. Сделанное им предсказание следующего появления этой кометы в 1822 г успешно подтвердилось. Период обращения кометы по эллиптической орбите составляет 3,3 года и является самым коротким из известных. Радиус кометы 3,1 км, а наибольшее приближение к Солнцу составляет 0,331а.е. С тех пор до 2001 г было зарегистрировано 54 прохождения кометы через перигелий. Количество появлений этой кометы в небе можно, например, сравнить с 30 известными возвращениями кометы Галлея за огромный период времени - с 239 г. до н.э. до 1986 г. В дальнейшем комета при каждом обороте достигала своего перигелия примерно на 2 часа раньше предсказанного времени; однако, с тех пор этот эффект постоянно уменьшается. Его можно объяснить “ракетным эффектом”, т.е. ускорением, получаемым ядром кометы из-за испарения газов под влиянием солнечного излучения, а также результатом вращения и прецессии ядра. Так как она никогда не удаляется от Солнца дальше, чем на 4 астрономических единицы, едва выходя за пределы пояса астероидов, при современных методах наблюдения ее можно наблюдать непрерывно. С кометой 2P/Энке связан метеорный дождь Таурид.
     Комета Хьюмасона (C/1961 R1): гигантская комета, открытая в 1961 г. Ее хвосты, несмотря на столь большое удаление от Солнца, все еще простираются в длину на 5 а.е., что является примером необычно высокой активности.
     Самая яркая комета 20-го века: на основании сохранившихся записей нельзя судить о том, какая из наблюдавшихся в прошлом комет была самой яркой. Так как яркие кометы представляют собой очень протяженные небесные объекты, точно определить их яркость почти невозможно. Впечатления, получаемые наблюдателем от той или иной кометы, очень субъективны; они зависят от длины хвоста и от того, насколько темным было небо во время наблюдения. К самым ярким кометам XX столетия относятся так называемая "Великая комета Дневного света" (1910 г.), комета Галлея (при появлении в том же 1910 г.), кометы Шеллерупа-Маристана (1927 г), Беннетта (1970 г), Веста (1976 г), Хейла-Боппа (1997 г). Самые яркие кометы XIX века, - вероятно, "Большие кометы" 1811, 1861, и 1882 гг. Ранее очень яркие кометы были зарегистрированы в 1743, 1577, 1471 и 1402. Самое близкое к нам (и наиболее яркое) появление кометы Галлея было отмечено в 837 г.

Характеристики комет

Наблюдения в 2001 г, проведенные с помощью высоко-дисперсионного спектрометра телескопа Subara, позволили астрономам впервые измерить температуру заледенелого аммиака в ядре кометы. Значение температуры в 28 + 2 градуса по Кельвину позволяет предположить, что комета LINEAR (C/1999 S4) сформировалась между орбитами Сатурна и Урана. Это означает, что теперь астрономы могут не только определять условия, в которых формируются кометы, но и находить место их возникновения.
    Пыль и газ покидают ядро кометы с выбросами, образующимися на стороне, обращенной к Солнцу, а затем уносятся в направлении от Солнца. Электрически заряженные ионизированные атомы отбрасываются магнитным полем солнечного ветра, образуя прямые ионные хвосты (называемые также хвостами типа I, плазменными или газовыми хвостами). Неравномерность солнечного ветра заставляет ионный хвост структурироваться или даже вызывает его разрыв. Небольшие нейтральные частицы пыли не уносятся солнечным ветром, но мягко "сдуваются" от Солнца лучистым давлением. Пылевые хвосты (также называемые хвостами типа II), как правило, широкие и плоские. У кометы Хейла-Боппа был обнаружен третий хвост, не относящийся к указанным выше типам, состоящий из атомов нейтрального натрия. Всегда направленные в сторону от Солнца, хвосты растут по мере приближения кометы к Солнцу и могут достичь длины ста миллионов километров. Большие частицы пыли разбрасываются вдоль орбиты кометы, образуя метеорные потоки.
    Несмотря на свой внушительный вид, кометы содержат очень немного вещества, - возможно, всего одну миллиардную часть массы Земли. Их хвосты настолько неплотны, что за один проход вокруг Солнце теряется лишь пятисотая часть массы ядра.
    Некоторые кометы являются короткопериодическими кометами и движутся по эллиптическим орбитам, полный оборот по которым занимает от 6 до 200 лет. Большинство же составляют долгопериодические кометы, орбиты которых настолько вытянуты, что период может измеряться многими тысячами лет. Орбиты короткопериодических комет лежат вблизи плоскости эклиптики, а орбиты длиннопериодических комет обычно не вписываются в основную плоскость Cолнечной системы. Каждый год открывают с десяток новых комет. Теперь общепринято, что многие кометы рождаются в сферическом облаке, которое окружает солнечную систему на расстоянии, возможно, 50000 а.е. Этот “резервуар” кометных ядер называется облаком Оорта. Другие кометы, по-видимому, происходят из пояса Койпера, расположенного вне орбиты Нептуна. Короткопериодические кометы были захвачены планетарной системой в результате гравитационного нарушения их орбит, что могло быть результатом сближения с Юпитером.
    Когда обнаруживается новая комета или вновь появляется потерянная ранее периодическая комета, она получает обозначение, состоящее из цифр года, сопровождаемых прописной буквой. Буква указывает на первую/вторую половину месяца открытия в текущем году, например A = 1-15 января, B = 16-31 января, ... Y= 16-31 декабря. Для короткопериодических комет добавляется префикс P/ , а для долгопериодических - префикс C/. Для периодических комет, которые исчезли или разрушились, используется префикс D/. Новые кометы называются по имени их первооткрывателей (если имеется несколько независимых сообщений об открытии, то разрешается присвоение не более трех имен). Несколько комет были названы по имени ученых, вычисливших их орбиты (например, Галлей и Энке), а также по имени обсерваторий или искусственных спутников, где открытие было по существу результатом усилий группы исследователей. Когда параметры короткопериодической кометы установлены окончательно, ей присваивается номер (например, 1P/Галлея).
    Эта система обозначений и наименований комет была введена в 1995 г. До 1995 г. обозначение кометы состояло из года открытия, временно сопровождаемого строчной буквой, указывающей порядковый номер открытия кометы в текущем году. Впоследствии строчная буква заменялась на постоянное обозначение в виде римской цифры, соответствующей порядку прохождения кометой перигелия в соответствующем году.
    Полномочия по наименованию комет закреплены за Международным астрономическим союзом. Его центр обобщает сообщения об открытиях и наблюдениях, сообщая информацию подписчикам.

"Зачем пришла комета"

Первое, что приходит на ум в связи с кометами - это древнее и очень стойкое поверье об их вредоносности. Когда мы сталкиваемся с незнакомым, непонятным, то спрашиваем, что это такое, почему оно такое, - и в конце концов получаем ответ: это летит космическая ледяная гора, Солнце превращает ее в пар. Для древнего же человека главными вопросами были: "Зачем комета пришла? Чего от нее ждать?". При этом каждому понятно, зачем нужго Солнце, зечем Луна, а некоторым даже ясно, зачем нужны звезды.
    А кометы зачем? Большущая, чужая (первый раз видим!), ходит бестолково, редко и без расписания, "нечесаная", или как стрела небесная, или метла (чья?), или с хвостом. Если подумать хорошенько, все это не к добру.
    Эпоха императорского Рима полна кометными и всякими иными суевериями. "Юлий Цезарь погиб на 56-м году жизни и был сопричтен к богам не только словами указов, но и убеждением толпы, - писал историк Светоний. - Во время игр, которые в честь обожествления Юлия дал император Август, хвостатая звезда сияла в небе семь ночей подряд, являясь около одинадцатого часа. И все поверили, что это душа Цезаря, вознесенного на небо". Так укрепилось поверье, что кометы приходят за душами правящих особ, и властители Рима комет боялись.
    Император Веспасиан был исключением. Когда его спросили, почему он не выказывает никакого страха перед кометой, он ответил: "Это парфянскому царю надо ее бояться - он волосатый, а я лысый". ("Комета" на языке римлян, как и по-гречески, означает "волосатая".) Это был смех мужественного человека.
    Всем была памятна страшная комета 60 г. н.э. комета Нерона. Император отдал ей головы всех знатнейших мужей Рима - в обмен на свою. А вот воспитатель Нерона, философ Луций Анней Сенека Младший, смотрел на кометы совсем другими глазами. Наблюдая эту злополучную комету, он записал, что сияла она ярче лучей восходящего Солнца и что хвост ее был обращен прочь от него. Если планеты движутся, постоянно находясь в круге зодиакальных созвездий, отмечал Сенека, то кометы - это небесные тела, "имеющие свою область, куда они уходят, но не потухают". Его суждения опередили время на полтора тысячалетия.