НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
Исследование Солнечной Системы - Научные Статьи
АПОЛЛОН и LRO
Спутниковые фотографии мест посадки модулей Apollo (Аполлон) на Луне

Lunar Reconnaissance Orbiter

Это изображение, полученное LRO, показывает место посадки Apollo-12. Посадочная ступень лунного модуля, комплект экспериментального оборудования ALSEP* и Surveyor 3 отчетливо видны на новых снимках. На фото дорожки оставленные астронавтами отмечены непомеченными стрелками. Это изображение охватывает площадь в ширину 824 метра. Верхняя часть фото - направление на север. Фото: Центр космических полетов Годдарда.
    * Лунный комплект экспериментального оборудования "Аполлона" (ALSEP - cокр. Apollo Lunar Science Experiment Package), который был развернут астронавтами на Луне во время выполнения работ по программе "Аполлон" (1969 - 72 гг.). По одному такому комплекту на Луне оставлял каждый экипаж, за исключением первого. Все автоматизированные лаборатории имели небольшой атомный источник энергии. В комплект входили сейсмометры, фиксирующие лунотрясения, и оборудование для измерения солнечного ветра, обнаружения любых следов атмосферы и измерения потока тепла из внутренних областей Луны. Все экспериментальное оборудование было отключено в 1978 г.

Маршруты, по которым астронавты миссии Apollo-12 проводили исследования на Луне, обозначены красными стрелками.

Один из астронавтов «Аполлона-12» у аппарата «Сервейер-3». На заднем плане виден лунный модуль миссии.

Американская программа «Аполлон», основная цель которой состояла в осуществлении первой пилотируемой высадки на Луну, была принята в 1961 году, а завершена 1975 году. Ее кульминацией стали шесть полетов, в ходе каждого из которых астронавты высаживались на поверхность Луны. Эти полеты до сих пор остаются единственными в истории, когда человек высаживался на поверхности другого астрономического объекта.
    В июле нынешнего года США с размахом отмечали 40 лет с момента полета аппарата «Аполлона-11», в ходе которого астронавты впервые высадились на Луну. Чтобы уменьшить число людей, которые не верят в успехи программы «Аполлон», аккурат к торжественному юбилею Американское национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) опубликовало изображения мест посадки пяти из шести аппаратов «Аполлон», на борту которых находились астронавты. Все фотографии были получены с борта запущенного в июне аппарата LRO (Lunar Researcher Orbiter). На каждом изображении отмечено место посадки аппарата и его след. Кроме того, на изображении следов пребывания «Аполлона-14» присутствует дорожка следов астронавтов.
    Для полноты картины не хватало лишь съемок изображения места пребывания «Аполлона-12» и вот в сентябре были получены и они. Если миссия «Аполлона-11» в июле 1969 года была скорее показательной и заключалась в том, чтобы человек сделал первые шаги на Луне, то последовавшая спустя четыре месяца миссия «Аполлона-12» оказалась более обширной по своему содержанию. В ходе нее астронавты совершили два выхода на Луну, собрав огромное количество лунного грунта для анализа, а также установили на поверхности Луны комплект научных приборов.
    В соответствующем пресс-релизе говорится, что на снимках видны следы аппарата, модули от автоматического зонда «Сервейер», который прибыл на Луну за несколько лет до этого, установленный астронавтами комплект научных приборов и следы перемещений астронавтов по поверхности.

Места посадки спускаемых модулей Apollo на поверхности Луны. Credit: NASA's Goddard Space Flight Center Scientific Visualization Studio

Лунный модуль Apollo-11 "Eagle". Смотрите изображение в натуральном масштабе: http://www.nasa.gov/images/content/369440main_lroc_apollo11_lrg.jpg

Экипаж Apollo-12:
    Командир — Чарльз Конрад
    Пилот командного модуля — Ричард Гордон
    Пилот лунного модуля — Алан Бин

Корабль включал в себя командный модуль (образец 108) и лунный модуль (образец LM-6).
    Для командного модуля астронавты выбрали позывной «Янки Клипер», для лунного модуля — «Интрепид» — названия кораблей американского военно-морского флота, отличившихся в боях (все члены экипажа являлись офицерами ВМС США).
    Эмблема полёта — парусник (клипер) на фоне Луны. Четвёртая звезда в эмблеме полёта, была добавлена в память о погибшем в авиакатастрофе астронавте Клифтоне Уильямсе, чьё место в дублирующем экипаже полёта «Аполлон-9» в своё время занял Алан Бин.
    Масса корабля 43,9 т.
    Для запуска использовалась ракета «Сатурн-5» (образец AS-507).

Цель полёта — высадка на Луне с проведением исследований по более широкой программе, чем при полёте корабля «Аполлон-11».
    Предусматривали посадку на Луну в Океане Бурь примерно в 1540 км. к западу от места посадки корабля «Аполлон-11», сбор образцов лунного грунта, фотографирование на поверхности Луны, установку на Луне научных приборов, фотографирование поверхности Луны с селеноцентрической орбиты (в частности- некоторых участков, выбранных для последующих посадок кораблей серии «Аполлон», поиск автоматического космического аппарата «Сервейер-3» (совершил посадку на Луну 20 апреля 1967 года), демонтаж некоторых деталей указанного аппарата и доставка их на Землю для изучения влияния длительного пребывания в лунных условиях, проведение телевизионных сеансов с борта корабля и с поверхности Луны.
    Программа полёта была выполнена почти полностью (из-за неисправности телевизионной камеры не удалось провести два запланированных сеанса цветного телевидения с Луны).

Лунный модуль Apollo-15 "Falcon". Смотрите изображение в натуральном масштабе: http://www.nasa.gov/images/content/369442main_lroc_apollo15_lrg.jpg

Лунный модуль Apollo-16 "Orion". Смотрите изображение в натуральном масштабе: http://www.nasa.gov/images/content/369443main_lroc_apollo16_lrg.jpg

Аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter NASA (LRO) в самом начале своей миссии передал на Землю обзоры участков лунной поверхности в местах посадки миссий Аполлон. Изображения показывают места спуска лунных модулей. Сами же модули хорошо видны на поверхности Луны вследствии низкого расположения Солнца над горизонтом. Низкий угол освещения способствовал появлению длинных теней от выступающих над поверхностью модулей.
    За это время (до августа) Камера Lunar Reconnaissance Orbiter, или LROC http://www.nasa.gov/mission_pages/LRO/spacecraft/index.html, получила пять из шести обзоров мест посадки модулей Аполлон. Спутник достиг лунной орбиты 23 июня 2009 и сфотографировал места посадки Аполлонов между 11 и 15 июля. Первоначально планировалось, что LRO будет снимать места посадки миссий Аполлон только после выхода на картографическую орбиту, и все же эти первые изображения были получены много раньше. У будущих изображений LROC этих участков разрешение будет в два - три раза большее.
    "Команда LROC с тревогой ждала каждого снимка," рассказывает основной исследователь Марк Робинсон (LROC, Аризонский государственный университет). "Мы были очень заинтересованы в получении первых снимков еще на стадиях спуска лунного аппарата для того чтобы увидеть, как хорошо камеры сфокусированы. Действительно, изображения получились просто фантастическими".
    Хотя эти снимки показывают прошлые исследования НАСА, цель миссии LRO - показать нам будущее. Получая детализированные лунные данные, миссия поможет НАСА идентифицировать безопасные посадочные площадки для будущих исследователей, определить местонахождение потенциальных ресурсов, описать радиационную окружающую среду Луны и продемонстрировать новые технологии.
    "Эти изображения показывают не только большие достижения миссий Аполлон, они также показывают нам, что лунные исследования продолжаются," - ученый проекта LRO Ричард Вондрэк (Центр космических полетов НАСА Goddard). "Они демонстрируют, как LRO будет использоваться - для нахождения подходящих мест для следующих полетов на Луну."
    Текущая орбита космического аппарата привела к тому, что разрешение различается для каждого участка поверхности, но составляет приблизительно четыре фута за пиксел. Поскольку площадь занимаемая модулем составляет приблизительно 12 футов в диаметре, Аполлон занимает область приблизительно девять пикселов. Однако, вследствии того, что солнце было низко над горизонтом, когда изображения были получены, даже небольшие изменения в топографии создают длинные тени. Выступая немногим больше десяти футов над поверхностью Луны, каждый модуль создает отличную тень, которая заполняет примерно 20 пикселов.
    Изображение посадочного модуля Аполлон-14 было получено при наилучших условиях освещения, которое позволило увидеть дополнительные детали. На снимках видны следы оставленные астронавтами и комплект оборудования ALSEP.
    Запущенный 18 июня 2009, LRO несет семь исследовательских приборов, которые в настоящее время подвергаются калибровке. Инструмент LROC включает три камеры - две узкоугольных камеры с высокой разрешающей способностью и одна широкоугольная камера. LRO перешел на первичную орбиту еще в августе, это круговая орбита высотой в 31 милю над лунной поверхностью.

Лунный модуль Apollo-17 "Challenger". Смотрите изображение в натуральном масштабе: http://www.nasa.gov/images/content/369444main_lroc_apollo17_lrg.jpg

Лунный модуль Apollo-14 "Antares". Смотрите изображение в натуральном масштабе: http://www.nasa.gov/images/content/369441main_lroc_apollo14_lrg.jpg

Apollo-14 - предусматривалась посадка на Луну в районе кратера Фра Мауро (планировавшегося места посадки корабля «Аполлон-13»), отработка техники посадки лунного модуля в пересечённом материковом районе Луны (две предыдущие экспедиции прилунялись в морских районах), сбор образцов лунного грунта, фотографирование и киносъемка на поверхности Луны, установку на Луне научных приборов, исследование локальных магнитных полей с помощью портативного магнитометра (перевозимого, вместе с другим оборудованием на специальной тележке), фотографирование поверхности Луны с селеноцентрической орбиты (в первую очередь, района кратера Декарт — расчётного места высадки экспедиции на корабле «Аполлон-16»), организация падения на Луну последней ступени ракеты-носителя и использованной взлётной ступени лунного модуля, некоторые другие задачи. На ФОТО: дорожка следов, оставленная астронавтами.

Источник: http://www.nasa.gov/mission_pages/LRO/multimedia/lroimages/apollosites.html