НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
Исследование Солнечной Системы - Научные Статьи
ЗВЕЗДА В ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ
Выход на орбиту STEREO: Солнце в 3D

Пара зондов-близнецов миссии STEREO вышли на запланированные места на орбите и наблюдают Солнце ровно с противоположных направлений. Впервые мы видим нашу звезду со всех сторон. 6 февраля NASA выпустило пресс-релиз, начинающийся с шуточной фразы: "Да, теперь мы официально заявляем, что наше Солнце представляет собой сферу". Именно в этот день заняли расчетные места на орбите два спутника-близнеца STEREO (Solar TErrestrial REIations Observatory).
    "Мы впервые в истории смогли увидеть солнечную активность в полном объеме, - говорит Ангелос Вурлидас, один из научных сотрудников миссии STEREO в Военно-морской лаборатории в Вашингтоне. - Теперь мы можем видеть Солнце одновременно с разных сторон, и это великий день для гелиофизиков".

STEREO-A и STEREO-B (25 ЯНВАРЯ 2011)

ВОЗМОЖНОСТИ STEREO
Прежде всего спутники STEREO будут обнаруживать пятна, вспышки и выбросы корональной массы на дальней, невидимой с Земли стороне звезды, что позволит получать предупреждения о солнечной активности заранее, прежде чем Солнце повернется нужным боком к земным астрономам. "Неприятных сюрпризов, связанных с появлением вспышек на дальней стороне Солнца, больше не будет, - говорит Билл Муртаг, старший научный сотрудник Центра предсказания космической погоды Национального управления США по океанам и атмосфере. - А это очень важно для составления правильных прогнозов, жизненно важных для авиакомпаний, спутниковых операторов, энергетических компаний и многих других".
ВОЗМОЖНОСТИ STEREO

Противоположная сторона Солнца, снятая STEREO Ahead и Behind 2 февраля. Видно, что тогда между полями зрения зондов еще оставался небольшой зазор, который они полностью устранили к 6 февраля. С этой даты аппараты находятся строго на противоположных сторонах Солнца, и мы можем видеть звезду одновременно "во всей полноте".
STEREO-A и STEREO-B (2 ФЕВРАЛЯ 2011)

Два идентичных аппарата STEREO были запущены в октябре 2006 года. Вскоре они разделились и направились к расчетным точкам своей работы, находящимся на околосолнечной орбите Земли, но по разные стороны от Солнца. 6 февраля нынешнего года они вышли на позиции, расположенные строго на 180 градусов друг от друга. Гелиофизики надеются, что такой полный обзор Солнца со всех сторон позволит заметить новые детали сложного узора солнечной "погоды" и активности звезды. "Солнце - очень сложный объект, оказывающий влияние на множество аспектов нашей жизни, - говорит один из научных сотрудников миссии STEREO Ричард Харрисон. - Вряд ли вы, изучая небольшой фрагмент мозга, сможете сделать адекватные выводы о его работе. Так и глобальный обзор нашей звезды абсолютно необходим для ее понимания".

Изображение собрано с использованием информации с аппаратов STEREO и SDO
STEREO-A и STEREO-B (31 ЯНВАРЯ 2011)

STEREO-A и STEREO-B (13 ЯНВАРЯ 2011)
Снимок области с противоположной стороны Солнца, аппарат STEREO Behind, 13 января 2011. На фото показана молодая, быстро растущая, магнитно активная область солнечной атмосферы, которая является источником солнечных вспышек и выбросов вещества.

Аппараты STEREO (Solar Terrestrial Relations Observatory - обсерватория по изучению взаимодействия Солнца и Земли) наблюдают корональные выбросы массы - выбросы большого количества вещества солнечной короны. Подобные события важны не только для теоретиков, изучающих природу происходящих на Солнце процессов, но также для специалистов, контролирующих работу электроники, в том числе на спутниках. Вещество короны представляет собой ионизированный газ (плазму), который при выбросах перемещается с огромной скоростью. Если плазма движется по направлению к Земле, она может повредить находящиеся на орбите приборы, а также вызвать помехи в работе наземных электроустановок. Кроме того, корональные выбросы вещества могут оказывать негативное влияние на здоровье людей.
    Наблюдение обоих полушарий звезды позволит специалистам более точно предсказывать возмущения на Солнце. До сих пор все спутники "видели" только одну часть звезды, и поэтому специалисты могли пропускать момент зарождения пятен, если это происходило на другой стороне светила.

STEREO-A и STEREO-B (31 ЯНВАРЯ 2011)
Если Вам не удается просмотреть видео, то Вы можете скачать его по ссылке!
Солнечный шар, динамика 31 января 2011 года. Узкая щель незаснятая аппаратами STEREO была интерполирована для имитации полного 360 градусного обзора.
STEREO-A и STEREO-B (31 ЯНВАРЯ 2011)

Если Вам не удается просмотреть видео, то Вы можете скачать его по ссылке!
Наблюдения солнечных бурь с двух точек зрения позволило сделать 3D модели движения корональных выбросов массы. Картинка: NOAA/SWPC
STEREO-A и STEREO-B (31 ЯНВАРЯ 2011)

Аппараты STEREO были запущены в космос в октябре 2006 года. Они обращаются вокруг Солнца по той же орбите, что и Земля, но один спутник опережает ее, а второй отстает. Друг напротив друга STEREO-A и STEREO-B расположились 6 февраля 2011 года. Они работают совместно с солнечной обсерваторией SDO, запущенной в феврале 2010 года. Планируется, что аппараты будут функционировать не менее восьми лет.
ИСТОЧНИК: ОФФ. САЙТ NASA