НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
Исследование Солнечной Системы - Научные Статьи
КА "Cassini" и Титан
Новые радарные обзоры Титана "Cassini"

Титан — весьма необычное небесное тело. Его впервые заметил 25 марта 1655 года великий голландский астроном и физик Христиан Гюйгенс. Это пятый по счету планетный спутник, открытый с помощью телескопических наблюдений (первые четыре обнаружил у Юпитера еще Галилео Галилей). Диаметр Титана (5150 км) составляет примерно 40% земного диаметра и где-то в полтора раза превосходит поперечник Луны. Среди всех планетных спутников по размеру Титан занимает второе место, уступая только юпитерианцу Ганимеду. И, что самое интересное, это единственная в Солнечной системе луна, обладающая настоящей атмосферой.

Радарные исследования Титана на февраль 2007

Другие материалы по теме: Обзор (9 октября 2006), (T18, T13, T8), (T7, T3, Ta);

Поверхность Титана
Исследование Северного полюса Титана

Космический аппарат Кассини в своем запрограммированном стремлении шпионства за Титаном обнаружил через темный оранжевый туман большие резервуары - озера жидкости на Северном полюсе. Два таких "озера" сравнимы по размерам с некоторыми морями на Земле. Для лучшего понимания естественно-цветовое представление было смешано с инфракрасным изображением и радарным обзором данного участка поверхности луны Сатурна, и в результате ученым удалось увидеть контуры одного из озер Титана. Самое большое выделенное образование по размерам сравнимо с Каспийским морем. Ученые и ранее предполагали наличие морей из находящихся в жидком состоянии углеводородных соединений на Титане, однако, в объективы камер "Кассини" попадали лишь скопления небольших озер из метана и этана. Теперь же ученые говорят о наличии по меньшей мере двух морей у Северного полюса Титана. Одно из них достигает в длину более тысячи километров и напоминает очертаниями Каспийское море. Второе в пять раз меньше по размеру, но все равно превосходит по площади озера Верхнее и Онтарио на границе США и Канады вместе взятые, отмечают ученые. Исследователи теперь пытаются понять, почему озера и моря из углеводородов концентрируются у полюсов спутника. Вместе с тем, теперь можно с большей уверенностью утверждать, что обнаруженное два года назад у Южного полюса Титана озеро размером с озеро Онтарио также наполнено жидкостью, а не является высохшим дном какого-то бассейна, содержавшего жидкость.

Поверхность Титана

Крупнейший из этих «водоемов» (разумеется, заполнены они не водой, а жидкими этаном и метаном), расположенный в околополярной области, больше любого из земных пресноводных озер и имеет площадь около 100 000 квадратных километров. К примеру, самое крупное пресноводное озеро Земли, озеро Верхнее, имеет площадь в 82400 квадратных километров. Самое крупное «внутреннее» море Земли, Черное, занимает 0,085% площади планеты, в то время, как новооткрытый «водоем» занимает 0,12% площади Титана. Поэтому, полагают специалисты NASA, должен называться морем. Анимационные ролики, созданные в NASA, с изображением новооткрытых озер и морей Титана можно загрузить на этой странице. После столь удачного сближения 22 февраля зонд уже успел совершить еще один пролет 10 марта, данные с которого обрабатываются. В его ходе Cassini прошел со скоростью в 6,2 км/с на расстоянии в 980 километров от спутника. Следующий пролет Титана состоится 26 марта. В это время аппарат подойдет к спутнику Сатурна на расстояние в 1010 километров. Во время предыдущих пролетов зонд также делал весьма интересные наблюдения. Так, во время пролета 30 апреля аппарат сумел обнаружить несколько кратеров. Тогда аппарат пролетал над окраиной материка Ксанаду, до сих пор не исследованного радаром. Исследование выявило несколько новых крайне интересных деталей, в том числе две кольцеобразные структуры, похожие на кратеры или вулканические кальдеры. Структуры получили названия Факел Шикоку и Гуабонито. Темное пространство между ними назвали Шангри-Ла. Скорее всего, аппарат нашел предсказанные теоретически кратеры криовулканов, извергающих в атмосферу спутника метан.

Большие моря на северном полюсе Титана