НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
Исследование Солнечной Системы - Научные Статьи
Космические исследования
Комета Швассмана-Вахмана 3

Телескоп Хаббл (NASA/ESA) обеспечил нас захватывающими изображениями продолжающегося процесса развала кометы 73P/Schwassmann-Wachmann 3. Астрономы любители и профессионалы во всем мире следили за захватывающим распадом в течении года. Комета пролетит рядом с Землей 12 мая 2006 на безопасном расстоянии в 11,7 млн км (30 раз превышает расстояние между Землей и Луной). Комета в настоящее время представляет собой цепь из 30-40 отдельных фрагментов, названных в алфавитном порядке. Данная цепь в настоящее время занимает на небе несколько градусов. Некоторые фрагменты кометы продолжают дробиться.

Кометы - реликвии ранней Солнечной системы, состоящие из пористой и хрупкой смеси пыли и льда. Они могут разрушаться под воздействием нескольких механизмов: 1) гравитационные - приливные силы, когда комета проходит около большого по массе небесного объекта (пример, комета Шумейкер-Леви-9, которая распалась на части при проходе около Юпитера в 1992 году и в 1994 году столкнувшаяся с ним); другой причиной разрушения может служить быстрое собственное вращение кометы, тогда комета начинает разваливать под действием теплового напряжения при приближении к СОЛНЦУ (по мере нагрева образуются газы, которые разрывают комету).
    По мнению астронома Hal Weaver из университета прикладной физики Джона Хопкинса подобные разрывы - это окончательная судьба большинства комет. Такой вывод был сделан после изучения телескопом Хаббл таких комет как Шумейкера-Леви-9, Хиякутаке (1996) и 1999 S4 (LINEAR) в 2000. После того как комета 73P/Schwassmann-Wachmann 3 приблизиться достаточно близко станет окончательно ясны причины распада данной кометы (на это надеются астрономы наблюдающие за кометой с помощью телескопа Хаббл).
    Во время прохождения перигелия в 1995 г. комета Швассмана-Вахмана 3 распалась на четыре части. Которые были названы A, B, C и D соответственно. Эти осколки являлись основными кусками от первоначального кометного ядра. При последующем прохождении в 2000-2001 году наблюдались осколки B и С, а два других были "утеряны". Сейчас же комета продолжает разрушаться при приближении к Солнцу с все увеличивающейся скоростью. Изображения полученные телескопом Хаббл показывают большее количество обомков чем наблюдения проводимые земными наблюдателями.
    Особенно сильно с начала апреля прибавил в яркости фрагмент B: он стал ярче в 15 раз. Это указывает на то, что, скорее всего, этот фрагмент в ближайшем времени развалится еще на несколько кусков. Сейчас яркость фрагмента B соответствует звезде 9-й величины, то есть его уже можно увидеть в любительский телескоп. Фрагмент G уже разделился на части, его яркость сейчас соответствует звезде 12-й величины.

Процесс разрушение кометы "73P/Schwassmann-Wachmann 3" на многочисленные осколки (30)
Результаты миссии Deep Impact
Перввое изображение полученное телескопом Хаббл в течении 3-х дневного периода наблюдения (18 апреля 2006 года). На изображении показан фрагмент В кометы "73P/Schwassmann-Wachmann 3" (из 30 осколков на апрель).
Результаты миссии Deep Impact
Второе изображение полученное телескопом Хаббл в течении 3-х дневного периода наблюдения (19 апреля 2006 года). На изображении показан фрагмент В кометы "73P/Schwassmann-Wachmann 3" (из 30 осколков на апрель).
Результаты миссии Deep Impact
Перввое изображение полученное телескопом Хаббл в течении 3-х дневного периода наблюдения (18 апреля 2006 года). На изображении показан фрагмент G кометы "73P/Schwassmann-Wachmann 3" (из 30 осколков на апрель).
Результаты миссии Deep Impact
Изображение кометы "73P/Schwassmann-Wachmann 3" с поверхности Земли. показаны фрагменты B, G, R и N (8 апреля 2006 года). По данным на конец апреля 2006 г комета развалилась на 30 осколка и продолжает разрушаться.

В общем, комета SW 3 превращается в целое скопление миникомет и дело идет к тому, что через некоторое время она полностью разрушится. Вопрос только в том, когда это произойдет. Самый большой фрагмент ядра кометы SW 3, фрагмент С, пролетит на минимальном расстоянии от Земли 11 мая (это расстояние составит около 12 млн км). Фрагмент В пролетит на расстоянии 10 млн км от Земли и произойдет это 14 мая. Скорее всего, оба эти фрагмента будут видны и невооруженным глазом. Ну а на минимальном расстоянии от Солнца комета пролетит примерно 7 июня. Может быть, это будет ее последний пролет мимо Солнца.
    Кроме того, расчеты орбиты кометы SW 3 показали, что эта комета оказалась на своей нынешней орбите в результате сильного гравитационного взаимодействия с Юпитером во время нескольких относительно близких пролетов мимо этой планеты. Например, в 1882 и в 1894 годах она должна была пролететь на расстоянии около 30 млн км от Юпитера, а в 1965 г. - на расстоянии 40 млн км.

Комета была обнаружена немецкими астрономами Arnold Schwassmann и Arno Arthur Wachmann 2 мая 1930 году при фотографировании неба в поисках астероидов, когда комета пролетала на расстоянии в 9,3 млн км от Земли. (цифра 3 указывает на то, что это была уже третья комета, открытая этими астрономами) Некоторое время за кометой не следили (хотя ее период составляет около 5,4 лет). Восемь появлений были пропущены. После этого она была переоткрыта 13 августа 1979 года Дж. Джонстоном и М. Бухаджаром (обсерватория города Перта в западной Австралии). Наблюдения начали проводиться с 1985 года. (По материалам сайтов NASA и ESA)