НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
Исследование Солнечной Системы - Научные Статьи
Прохождение Луны по диску Солнца

Полное лунное затмение и космическое солнечное затмение от КА STEREO

Транзит по диску Солнца

Луна являлась центральным телом двух совершенно разных видов затмения прошедшых с 25 февраля до 4 марта 2007, то есть в пределах всего одной недели. Один из видов затмения - полное лунное затмение, которое было частично видно со всех континентов Земли, при этом Луна прошла в тени самой Земли. При этом Луна полыхала красноватым оттенком и была видна для жителей Европы, Африки и Западной Азии, Восточная Азия довольствовалась частными фазами, а Северная Америка только заключительной стадией затмения. Но незадолго до нормального полного лунного затмения, 25 февраля 2007, второй вид затмения первыми все же увидили вообще не люди, а аппараты STEREO. Солнечная стереообсерватория порадовала астрономов уникальными кадрами солнечного затмения. С такого ракурса прохождение Луны по солнечному диску до сих пор не видел никто. На Земле прохождение Луны по диску Солнца вызывает полное, частичное или кольцеобразное Солнечное затмение, потому что видимые диаметры Луны и Солнца очень близки. Находясь же на расстоянии в 1 миллион километров от Земли, STEREO-B увидел Луну в 4,4 раза меньшую. Поэтому на протяжении 12 часов 25 февраля 2007 года спутник наблюдал транзит Луны по диску Солнца.

Бельгийская трансляция полного лунного затмения 2007

Также спутникам впервые удалось увидеть корональный выброс в сторону Земли и передать учёным его панораму, тем самым оправдывая свое название. Сейчас ученые изучают полученные данные, чтобы в будущем точно предсказывать динамику распространения выброса. Так они пытаются спасти людей от последствий, возникающих из-за воздействия солнечного ветра на магнитное поле Земли. Пара аппаратов STEREO стартовала в октябре 2006 года. Ракета-носитель Delta II оторвалась от Земли 25 октября в 20.52 по местному времени. 21 января они завершили маневры и вышли на свои орбиты. Одинаковые космические аппараты ведут наблюдение за Солнцем сразу с двух сторон, за счёт чего учёные и получают трехмерные «портреты» корональных выбросов солнечной плазмы. На каждом из спутников, соответственно, установлены одинаковые приборы: SECCHI – изучение коронального и гелиосферного соединения Солнца и Земли. Этот комплекс состоит из четырех инструментов: экстремальный ультрафиолетовый регистратор, два коронографа, работающих в области видимого света и гелиосферный регистратор. SWAVES – Этот прибор должен регистрировать радиовсплески в межпланетном пространстве. IMPACT – эта установка получит 3D-изображение солнечной радиации и магнитосферы Солнца. PLASTIC – плазменный и супратермальный детектор ионов. Этот прибор изучит характеристики протонов, альфа-частиц в солнечном ветре.

Корональные выбросы на Солнце 2007