Астероиды - космические лилипуты
Страница: Старт Хаябуса-2, Астероид Рюгу, Галерея Хаябуса-2;

ВОЗВРАТ В ГЛАВНУЮ ГАЛЛЕРЕЮ

Над астероидом Рюгу
Отдельная страница/ссылка на новость: Над астероидом Рюгу
Краткое описание картинки: Спуск зонда MASCOT на поверхность астероида Рюгу 3 октября 2018 года. Желтой линией отмечена траектория спуска, а синяя линия до точки касания - это проекция траектории на поверхности астероида. Шесть минут свободного падения после отделения от космического аппарата Хаябуса 2 (зонд не имеет своих двигателей, поэтому спуск был по баллистической траектории). Нежное касание поверхности, после которого из-за слабой гравитации зонд отскочил и снова поднялся над астероидом. В результате еще 11 минут парения над астероидом и только после этого окончательное приземление и начало программы исследований. Белыми линиями отмечено направление камеры зонда MASCOT во время съемки, справа демонстрируется снимок этого участка.
Исследовательская программа зонда на поверхности Рюгу заняла 17 часов. Зонд двигался по поверхности астероида за счет вращающегося рычага с небольшим двигателем, что позволило свободно перемещаться по поверхности и делать микропрыжки (гравитация на астероиде в 66 500 раз слабее Земной). Все это время зонд контролировался из Немецкого Аэрокосмического Центра в Кельне в присутствии научных команд Германии, Франции и Японии. За это время зонд выполнил по четыре эксперимента в нескольких местах на астероиде. Путь зонда по поверхности Рюгу после посадки примерно показан простой синей линией, его перемещения частично фиксировались космическим аппаратом Хаябуса 2. Точный маршрут неизвестен. Во время исследований был задействован спектрометр MicrOmega для определения состава пород на астероиде.

Зонд был сброшен в 3:57:21 CEST (минус 1 час время по Москве) с борта Хаябуса 2 с высоты в 51 метр со скоростью 4 см в сек. После первого касания поверхности астероида в 04:03 CEST зонд плавно отскочил от большого валуна высотой 3-4 метра на 11 минут до повторного касания, после чего последовали мини прыжки и еще восемь касаний в течение 20 минут, а затем зонд оказался в положении покоя, но не в благоприятном для измерений (т.е. на боку).
В 09:20 CEST была подана команда с Земли для коррекции положения, 18 минут сигнал шел до астероида после чего зонд с помощью рычага перевернулся и повторно замер на своей второй остановке. В этой точке зонд провел местные день и ночь на астероиде.
В 09:52 CEST начался второй местный день работы, за который зонд еще раз провел 4 эксперимента. В 12:51 дневной цикл снова закончился и зонд встретил свою вторую ночь на астероиде.
Третий день наступил в 17:28 CEST, а в 18:29 был сделан мини прыжок для оптимизации положения. Затем зонд привели в движение в последний раз для большого прыжка в 20:04 CEST. В новом месте он провел еще несколько измерений до своей третьей ночи на астероиде, которая наступила в 21:04 CEST. Затем через час контакт был потерян так как Хаябуса 2 ушел в радио тень. Миссия закончилась.
Ученые ожидали всего 16 часов активной работы зонда из-за очень холодных ночей на астероиде, но зонд MASCOT порадовал их дополнительным часом жизни.
     Над астероидом Рюгу
Hayabusa 2
04.10.2018

3 декабря 2014 г. в 13:22:04 JST (04:22:04 UTC) со стартовой площадки №1 комплекса Йосинобу космодрома Танэгасима стартовые расчеты Японского агентства аэрокосмических исследований JAXA осуществили успешный пуск ракеты-носителя Н-IIА (вариант 202, пуск F26). На межпланетную траекторию были выведены основной аппарат «Хаябуса-2» (Hayabusa-2, «Хаябуса» переводится с японского как «сокол-сапсан») и три попутные полезные нагрузки: небольшая межпланетная станция Ргосуоп для отработки сближения с астероидами, экспериментальный КА Shinen 2 и изделие Despatch - скульптура (!), изготовленная на 3D принтере.
Решение о создании второго японского «грунтовоза» было принято в 2006 г., задолго до возвращения первой «Хаябусы» (на что тогда мало кто надеялся), но уже после того, как стало ясно, что полноценный забор грунта астероида Итокава не удался и станция серьезно повреждена. В самом начале работ конструкция нового зонда почти не отличалась от первой станции, поскольку команда разработчиков стремилась как можно скорее провести повторный эксперимент. В качестве цели был выбран астероид 1999 JU3. Старт к нему был возможен в 2010 и 2011 гг. Однако тогда JAXA не удалось получить средства на вторую астероидную миссию, и момент старта был упущен. Следующее окно открывалось только в 2014 г. Впрочем, нет худа без добра: у специалистов появилось время на существенную доработку КА. Для работы вблизи астероида и при сбросе посадочных аппаратов «Хаябуса-2» имеет три камеры оптической навигации, лидар, лазерный дальномер, пять маркеров цели и лампу-вспышку.

ВОЗВРАТ В ГЛАВНУЮ ГАЛЛЕРЕЮ