Астероиды - космические лилипуты
Исследование Солнечной Системы - Астероиды и Кометы
Кометы
Rosetta
Страница: Аппратат "Rosetta", Старт миссии (Part #1, Part #2), Встреча с Землей, В гостях у Марса, Встреча с Землей, Астероид Штейнс, 21 Lutetia (Part #1, Part #2), 67P/Чурюмова - Герасименко (Part #1, Part #2), Место посадки Rosetta, Посадка Philae (Part #1, Part #2.1, Part #2.2, Part #3, Part #4), Результаты (Part #1, Part #2), Завершение миссии;

Космический аппарат Rosetta

Завершенние миссии

30 сентября 2016 г. после более чем двухлетнего исследования ядра и окрестностей кометы 67Р Чурюмова-Герасименко была завершена миссия европейского КА Rosetta, которая по праву должна войти в число главных исторических событий мировой космонавтики. В этот день в 11:19 UTC операторы Европейского центра космических операций в Дармштадте увидели, как пропал идущий с борта сигнал, - и это означало, что аппарат достиг поверхности ядра кометы на его малом «полуядре» в области Маат.

На снимке, сделанном в 02:17 UTC 30 сентября камерой OSIRIS WAC с высоты 15.5 км, слева внизу виден регион Маат и даже угадываются те самые впадины, что так интересовали ученых

Полет окончен. Почему?

Решение о завершении миссии было обусловлено двумя обстоятельствами: дефицитом электроэнергии на борту КА в районе афелия орбиты кометы и низкими шансами на «выживание» до возвращения к перигелию. Rosetta запитывалась от солнечных батарей, так что мощность приходящего солнечного излучения падала обратно пропорционально квадрату расстояния. В афелии ей вместе с кометой предстояло уйти от Солнца на расстояние около 850 млн км, где выработка энергии была бы настолько ничтожной, что ее вряд ли хватило бы даже на питание нагревателей, критически необходимых во время «затяжной ночи», и в первую очередь для предотвращения замерзания топлива.
    Предыдущий афелий аппарат сумел провести «в спячке» - он ушел в нее на дистанции 660 млн км (4.4 а.е.) от Солнца в июне 2011 г. и вернулся к жизни в январе 2014 г. на расстоянии 673 млн км (4.5 а.е.) от светила. На сей раз такой «фокус» не мог быть реализован. Rosetta теперь находилась не в одиночестве, а в окрестностях кометы, в ее сложном гравитационном поле. Чтобы не столкнуться с ядром, нужно было или уходить и потом возвращаться, затрачивая топливо, или же постоянно контролировать и корректировать полет. Плюс к тому афелий кометы находился дальше от Солнца, чем у «Розетты» на прошлом витке.
    И в любом случае нужны были значительные финансовые средства для обеспечения полета «Розетты» до нового пробуждения летом 2020 г. и нового перигелия в начале 2022 г. Если вспомнить, что межпланетная станция стартовала в марте 2004 г. и работала уже 12 лет, то становится понятным, что риск выхода легендарного КА из строя возрастал с каждым месяцем. А тут еще кометная пыль, которая медленно, но верно «забивала» солнечные батареи... В результате ЕКА согласилось на продление активной работы аппарата с декабря 2015 г. до конца сентября 2016 г., но не более.
    Новый срок определялся геометрией орбиты. В конце сентября 2016 г. комета 67Р, а вместе с ней и станция Rosetta находились на расстоянии около 573 млн км от Солнца и удалялись примерно на 1 млн км в сутки. В конце августа солнечные батареи еще давали 936 Вт, но каждые сутки их мощность снижалась на 4 Вт. На полноценную работу КА требовалось 630 Вт, из которых 300 Вт шли на питание приборов, и это означало, что уже в ноябре аппарат «уйдет в минус». С удалением от Земли появились также ограничения по пропускной способности радиолинии - не более 14 кбит/с при приеме на 35-метровые антенны ЕКА. Ко всему прочему, 1 октября должен был наступить примерно месячный период соединения с Солнцем, в течение которого связь с «Розеттой» была бы затруднена, а после - уже почти бессмысленна. В общем 30 сентября стало естественной датой планового окончания работы.
    В июне 2015 г., когда ЕКА объявило о продлении полета, специалисты приняли окончательное решение завершить уникальную миссию «Розетты» контролируемым падением на поверхность кометного ядра. В ходе сближения открывалась возможность получить изображения и спектры участка поверхности ядра с минимальной высоты и, следовательно, с максимально возможным разрешением. Кроме того, представлялся шанс провести заключительные исследования кометного газа, пыли и плазменной среды в непосредственной близости от поверхности.
    Регион Маат (Ma'at), выбранный для посадки, - это одна из 26 геоморфологических «провинций» ядра кометы 67Р, названных в честь божеств древнеегипетского пантеона. Данная область чрезвычайно интересна для науки. Одной из ее характерных особенностей являются активные впадины, имеющие диаметр более 100 м и доходящие до 50-60 м в глубину. Подобно камчатским фумаролам, они извергают в окружающее пространство струи кометной пыли. На стенах впадин присутствуют интригующие шероховатые структуры метрового размера - так называемая «гусиная кожа», которые, как считают ученые, могут оказаться следами ранних «кометезималей» - сгустков вещества, из которых образовывались кометы в ранние периоды формирования Солнечной системы. Таким образом, впадины провинции Маат представляли особый интерес для ученых и в силу их важной роли в активности кометы, и как полигон для изучения его внутреннего строения.
    Расчетная точка падения аппарата была выбрана рядом со 130-метровой четко очерченной активной впадиной Ma'at 2, которую команда миссии неофициально окрестила Дейр-эль-Медина - по имени похожей структуры в древнем египетском городе с таким же названием. И, подобно тому, как археологи на основании черепков с надписями, найденных внутри египетской «ямы», составляли представление о жизни в этом городе, ученые «Розетты» рассчитывали, изучая впадину в области Маат, найти ключи к пониманию геологической истории данного региона и кометы в целом.
    Конечно, с точки зрения науки было бы интересно посадить Rosetta непосредственно во впадину Дейр-эль-Медина, однако это было нереально практически. По мере спуска на 60-метровую глубину аппарат неизбежно попал бы в тень и остался без электропитания, а также ушел бы из зоны радиовидимости с Земли, то есть не смог бы передать собранную информацию.

Триумф космической навигации

Рабочий план посадки на ядро был опубликован 30 июня 2016 г., но в нем еще не было места назначения, которое объявили 21 июля. Интересно, что расчетная зона падения «Розетты» в области Маат лежала совсем недалеко от точки первого касания посадочного зонда Philae в ноябре 2014 г. Предварительное время касания было 30 сентября в 10:30 UTC, но к середине сентября его уточнили: 10:40 +/-20 минут по бортовому времени КА. С учетом 40-минутной задержки распространения сигнала специалисты Центра управления полетом в Дармштадте должны были узнать о падении в 11:20 UTC.

В августе 2015 г. Rosetta была вынуждена наблюдать за ядром кометы с безопасного расстояния в 200-300 км. 6 августа 2016 г. съемка велась уже с расстояния в 8,5 км, а разрешение снимка составило 0,7 м на пиксель. Область на снимке 700 м по горизонтали. Округлая впадина слева носит неоф. название Хатменхит.

Узкоугольная камера OSIRIS. Расстояние 8,7 км до центра кометы 67P/Чурюмова-Герасименко. Разрешение 0,15 м/пиксель. Область на снимке 307 метров по горизонтали.
6 АВГУСТА 2016 г.

Расстояние до центра кометы 10,6 км. Разрешение 0,9 м/пиксель. Область размером 930 метров.
8 АВГУСТА 2016 г.

Начиная с 9 августа Rosetta двигалась по эллиптическим орбитам, каждые три дня проходя перицентр все ближе и ближе к ядру кометы. Всего в программе значилось 15 таких пролетов исключительной научной ценности. Но с каждым новым витком все сильнее сказывалась вычурная структура гравитационного поля, что было предсказуемо из-за сложной гантелевидной формы самого ядра. Более того, любой выброс кометного вещества воздействовал на огромные панели солнечных батарей: они реагировали как паруса со всеми вытекающими отсюда последствиями для динамики движения. Вообще ниже 7 км баллистические расчеты давали значительную погрешность, определение фактических параметров движения было затруднено, а отклонения от расчетной траектории, особенно в части апогейной высоты и периода обращения, требовали оперативных коррекций, пусть даже и на уровне нескольких миллиметров в секунду. Для навигаторов этот этап полета был более сложным и рискованным, чем заключительный, с падением на поверхность.
    Добавим, что при обсчете маневра посадки было спрогнозировано целое семейство возможных траекторий с учетом уже известных допущений об изменении тех или иных параметров. Эллипс рассеивания при падении с высоты 19 км получался размером 700x500 м - точнее не удавалось.

Широкоугольная камера OSIRIS. Расстояние 13,45 км от центра кометы 67P. Разрешение 1,28 м/пиксель.
11 АВГУСТА 2016 г.

Узкоугольная камера OSIRIS. Расстояние 13,9 км от центра кометы 67P. Разрешение 1,2 м/пиксель.
17 АВГУСТА 2016 г.

Узкоугольная камера OSIRIS. Расстояние 4,5 км от центра кометы 67P. Разрешение 0,07 м/пиксель.
30 АВГУСТА 2016 г.

На снимке узкоугольной камеры OSIRIS, сделанном 2 сентября в 19:59 UTC с высоты 2.7 км, удалось наконец увидеть погибший посадочный зонд Philae и две из трех его «ног». Нашли его, конечно, не случайно, а в результате тщательного анализа всех данных и просмотра поисковых кадров, делавшихся начиная с марта с разных высот и при разных вариантах ориентации и освещенности. Впервые зонд удалось увидеть еще 25 мая, но детальность того снимка не была достаточной для уверенного вывода; теперь же разрешение достигло 5 см и картина стала ясна. Положение Philae в трещине действительно оказалось очень неблагоприятным для работы и поддержания связи.

Посадочный модуль Philae.
ЗАВЕРШЕНИЕ МИССИИ

5 сентября аппарат прошел всего в 3.9 км от центра масс ядра и на высоте 1.9 км над поверхностью. На следующих витках операторы надеялись сократить дистанцию до 1 км, однако столкнулись с «вопиющим» отклонением ориентации КА (и его двигателей) на 8° от ожидаемой, так что 8 сентября были вынуждены отступить до 4.1 км от центра. В итоге минимальное сближение с поверхностью составило 1.76 км. Последние три пролета состоялись 17,20 и вечером 23 сентября.

Широкоугольная камера OSIRIS. Расстояние 4,1 км от центра кометы 67P. Разрешение 0,39 м/пиксель.
5 СЕНТЯБРЯ 2016 г.

Узкоугольная камера OSIRIS. Расстояние 9,8 км от центра кометы 67P. Разрешение 0,8 м/пиксель.
11 СЕНТЯБРЯ 2016 г.

Узкоугольная камера OSIRIS. Расстояние 12,1 км от центра кометы 67P. Разрешение 1 м/пиксель.
18 СЕНТЯБРЯ 2016 г.

23 сентября «хозяева» научных приборов сдали программы их работы на этапе спуска. Объединенная программа была проверена на наземном аналоге «Розетты» и загружена на борт.
    24 сентября на высоте 10 км на восходящей ветви траектории Rosetta сманеврировала на переходную орбиту. 26 сентября в 08:57 UTC ее двигатели включились еще раз, выдали приращение 0.107 м/с и перевели КА на финальный эллипс высотой 16x23 км. Небольшая коррекция состоялась 28 сентября в 02:20 с импульсом в 7 мм/с.
    29 сентября в 20:48:11 UTC бортового времени на высоте 19 км двигатели «Розетты» были включены в последний раз. Проработав 208 секунд, они придали КА скорость 0.346 м/с и направили его на траекторию столкновения. С учетом слабой гравитации ядра это означало, что Rosetta будет идти практически прямолинейно в течение почти 14 часов. Ее первоначальная «кометоцентрическая» скорость 0.30 м/с увеличится на высоте 2 км до 0.60 м/с, а к моменту касания - примерно до 0.90 м/с.
    Рассеянный пешеход на Земле, засмотревшись на экран своего гаджета, рискует повстречаться с фонарным столбом с большей скоростью. А раз так, Rosetta вполне могла выдержать удар и остаться работоспособной, вот только операторы этого не хотели. Почему?
    Дело в том, что после удара остронаправленная антенна КА уже не будет направлена на Землю, а значит шанс принять сигнал с поверхности окажется близок к нулю. А следовательно, передатчик надо обесточить - таков регламент Международного союза электросвязи, и это же подсказывает здравый смысл. А вдруг/когда-то в будущем сигнал «Розетты» все-таки вклинится в чужой «диалог» и нарушит связь с каким-то другим межпланетным КА?
    Штатное отключение передатчика на этапе проектирования «Розетты» почему-то предусмотрено не было. То ли из предосторожности (если команда на выключение есть, она может быть исполнена в самый неподходящий момент), толи предполагалось, что аппарат должен продолжать самостоятельное функционирование даже в случае потери контакта с Землей. Решение, однако, удалось найти. 28 сентября на борт был загружен код, который опознавал динамические нагрузки при ударе о поверхность ядра и переводил аппарат сначала в защитный режим, а из него в состояние «пассивации», предусмотренное исключительно для использования в ходе проверок на Земле. При входе в него блоки управления пространственным положением аппарата и передатчик прекращают активное функционирование.
    Засада была в том, что переход «Розетты» в защитный режим до посадки по любой причине имел бы такой же результат! Поэтому активация кода была проведена по временной уставке лишь за три часа до касания.

Снимок сделан в канале NAC 30 сентября в 08:21 UTC с высоты 5.7 км. Размер показанной области - 225 м, разрешение - 11 см. Хорошо различимы покрытая пылью терраса, почти отвесные стены впадины и крупные валуны. Место посадки находится в правом нижнем углу.
30 СЕНТЯБРЯ 2016 г.

Контроль хода спуска осуществлялся с помощью навигационной камеры NAVCAM. Первые пять снимков были сделаны вскоре после завершения маневра - 29 сентября в 22:53, 23:25 и 23:56 и 30 сентября в 00:27 и 00:59 UTC по бортовому времени - с расстояний от 20 до 17.4 км. Они позволили уточнить точку падения и время соударения аппарата с поверхностью - 10:38:32 +/-2 минуты. Как следствие, в 04:25 на борт был отправлен набор из 249 инструкций, уточняющих график наведения приборов на объекты съемки.

Узкоугольная камера OSIRIS. 29 сентября 23:25 GMT, расстояние 19,4 км до центра кометы. Разрешение 1,7 м на пиксель. Область на снимке размером 1,7 км.

Широкоугольная камера OSIRIS. 30 сентября 02:17 GMT, расстояние 15,5 км до центра кометы. Разрешение 1,56 м на пиксель. Область на снимке размером 3,2 км.

Узкоугольная камера OSIRIS. 30 сентября 05:25 GMT, расстояние 11,7 км до центра кометы. Разрешение 0,22 м на пиксель. Область на снимке размером 450 м.

К 06:53 UTC высота сократилась до 8.9 км. На снимке с разрешением 17 см справа вверху можно видеть область Хатхор, слева внизу - регион Маат

К 06:53 UTC высота сократилась до 5.8 км. На снимке с разрешением 17 см справа вверху можно видеть область Хатхор, слева внизу - регион Маат
ЗАВЕРШЕНИЕ МИССИИ

После NAVCAM была задействована камера OSIRIS, имеющая в своем составе узкоугольный и широкоугольный каналы - NAC и WAC; первый ее снимок был получен в 01:20 UTC. Измерения на спуске вели почти все научные инструменты, кроме COSIMA, MIDAS, VIRUS и SREM - их пришлось выключить из-за дефицита электроэнергии. По мере приближения к ядру ROSINA фиксировала рост давления его газовой оболочки, GIADA регистрировала удары пылинок, комплекс PRC измерял параметры плазмы, MIRO - температуру поверхности, ALICE передавал ультрафиолетовые спектры ядра, а OSIRIS - удивительные фотографии. К сожалению, лишь несколько из них можно было передать в полном размере (2048x2048 элементов) даже с учетом сжатия. Поскольку оптика камеры была рассчитана на съемку «на бесконечности», ниже 1 км была утрачена резкость NAC, а от 200 м и ниже - WAC.

Узкоугольная камера OSIRIS. 30 сентября 10:14 GMT, расстояние 1,2 км до места падения Rosetta. Разрешение 2,3 см на пиксель. Область на снимке размером 33 метра.
ЗАВЕРШЕНИЕ МИССИИ

Стоит добавить, что последние сутки полета «Розетты» обеспечивали станции американской Сети дальней связи DSN с 70-метровыми антеннами, обеспечивающие большую скорость передачи информации. Европейские станции Себрерос в Испании и Нью-Норсия в Австралии провели последние запланированные сеансы 26 сентября, а Маларгуэ в Аргентине - 28 сентября. Спуск КА на ядро кометы и передачу 1558 Мбит информации обеспечивали антенны DSS-43 в районе Канберры и DSS-63 вблизи Мадрида; Нью-Норсия и Себрерос находились в горячем резерве.
    В 10:24 Rosetta начала свой последний разворот в направлении точки посадки. Касание поверхности ядра по последнему баллистическому прогнозу произошло 30 сентября в 10:39:10 UTC, а в 10:39:29 аппарат отправил последний пакет телеметрической информации. Через 39 минут 58 секунд информация об этом дошла до Земли. Хорошо заметный пик на несущей частоте в последний раз высветился на мониторе в центре управления в Дармштадте и исчез. Передатчик аппарата замолк навсегда, a Rosetta стала еще одной частицей истории покорения человеком межпланетного пространства.

Рамками показаны снимки сделаннные во время спуска на комету аппарата Rosetta. Все синие области сконцентрированы на впадине Дейр-эль-Медина. Последний снимок сделан с высоты 20 м.

Последний снимок в широкоугольном канале WAC. По времени (10:38 UTC) ему назначили высоту 51 м, но последующий анализ показал, что станция в этот момент находилась на расстоянии около 20 м от поверхности. Теоретическое разрешение - 2 мм, но изображение уже нерезкое.
ПОСЛЕДНИЙ КАДР

После того, как окончание миссии было подтверждено официально, менеджер миссии Патрик Мартин (Patrick Martin) объявил, что отныне место соударения R osetta с поверхностью будет носить имя собственное. Как считается, Розеттский камень из города Рашид, в честь которого проект получил свое название, первоначально размещался в храме в городе Саис (Sais). Этим именем и была названа точка посадки: «Теперь мы можем сказать, что «Розетта» пришла домой».

Оглядываясь в прошлое: от перигелия до посадки

Как мы помним, с момента запуска 4 марта 2004 г. Rosetta осуществила пять полных оборотов вокруг Солнца, преодолев почти 8 млрд км. Ее космическое путешествие включало три пролета Земли с целью набора дополнительной скорости, один пролет Марса и два попутных сближения с астероидами. 31 месяц аппарат находился в «спящем» режиме, прежде чем 20 января 2014 г. пробудился для встречи с кометой.
    После серии подлетных маневров 6 августа 2014 г. европейская межпланетная станция подошла к ядру кометы Чурюмова-Герасименко до расстояния в 100 км и затем на протяжении двух лет совершала полет вблизи него, постоянно маневрируя в соответствии с потребностями научной программы и наблюдая за эволюцией кометы во время наибольшего сближения с Солнцем.
    12 ноября 2014 г. с борта «Розетты» был десантирован посадочный зонд Philae, который стал первым земным аппаратом, достигшим поверхности ядра кометы. К сожалению, при посадке в области Агилкия провинции Маат не сработала система фиксации зонда на грунте, и он сделал три отскока от поверхности, прежде чем нашел свое пристанище в области Абидос провинции Хатмехит, в трещине под высокой скалой, куда Солнце заглядывало совсем ненадолго. Без должной подпитки аккумулятор зонда разрядился раньше расчетного времени, что позволило провести лишь 80% запланированных исследований. Те из них, что были выполнены в штатном или нештатном варианте, дали весьма интересные результаты, изложенные в специальном выпуске Science за 31 июля 2015 г.
    Так, аппаратура CONSERT на Philae обеспечила радиопросвечивание ядра 12-13 ноября, в то время как приемником служила ее ответная часть на проходящем с тыльной стороны КА Rosetta. Измерения показали, что малое полуядро достаточно однородно в масштабе десятков метров и состоит из очень слабо связанной смеси пыли и льда с отношением между ними от 0.4 до 2.6 по объему при пористости на уровне 75-85%.
    Камера ROLIS успешно отсняла процесс спуска до первого касания в зоне Агилкия, продемонстрировав разные по форме блоки метровых размеров, валуны размером 10-50 м и «щебень» от 10 см и менее. Глубина реголита была оценена в 2 м, отложений пыли найдено не было. В зоне Абидос семь микрокамер прибора CIVA увидели трещиноватую поверхность скалы с очень темными агломератами, вероятно из органики, и более яркими пятнами твердых пород или льда. Молоток-пенетратор MUPUS обнаружил пыль толщиной около 3 см с намного более твердым подлежащим слоем из пыли и льда.
    Приборы COSAC и Ptolemy вели анализ на этапе полета над ядром после первого отскока. В приемные устройства первого при касании попали летучие ингредиенты сухой пыли, и в них удалось выявить 16 органических соединений, в том числе метилизоцианат, ацетон, пропиональдегид и ацетамид, которые никогда не находились в кометах при бесконтактных исследованиях. Ptolemy определил состав газовой оболочки ядра: водяной пар, окись и двуокись углерода, небольшие количества формальдегида и некоторых других органических веществ. Некоторые из этих соединений играют ключевую роль в пребиотическом синтезе аминокислот, сахаров и азотистых оснований, являющихся ключевыми ингредиентами жизни.

Место посадки с одной ногой опорой зонда Philae.
30 СЕНТЯБРЯ 2016 г.

Магнитное поле ядра обнаружено не было.
    В ночь с 14 на 15 ноября Philae погрузился в полугодовой сон, и лишь 13 июня 2015 г. основной аппарат вновь услышал его сигнал. Увы, «окно» с относительно благоприятными условиями освещенности не позволило восстановить работу зонда. Сеансы связи вплоть до 24 июня были короткими, и потребовалось несколько суток, чтобы разобраться в состоянии борта, где из двух приемников работал лишь один, а из двух передатчиков один вышел из строя полностью, а второй включался и выключался, когда ему вздумается. Попытки запустить аппаратуру CONSERT были предприняты 5 и 9 июля и не удались в обоих случаях, несмотря на снижение основного КА со 180 до 155 км, но во второй раз была по крайней мере установлена еще раз связь между Philae и Rosetta.
    Это происходило в период максимальной активности кометы вблизи перигелия, который она прошла 13 августа 2015 г. в 02:03 UTC на расстоянии 186 млн км (1.24 а.е.) от Солнца. Ядро кометы было активным и порождало столько пыли, что на расстояниях ближе 150 км звездный датчик «Розетты» переставал понимать, что происходит. Чтобы КА не терял ориентацию, 11 июля его отвели на 170 км от ядра, что ухудшило условия связи.

Жизнь кометы 67Р
Подборка самых ярких выбросов с поверхности кометы в период с июля по сентябрь 2015 г.
ЗАВЕРШЕНИЕ МИССИИ

Вплоть до 25 июля Rosetta «ходила» над поверхностью ядра с севера на юг и обратно в секторе долгот от 0° до 54°, «аукала» и «прислушивалась». Операторы надеялись, что, выдавая на Philae команды «вслепую», они смогут запустить по второму разу двухчасовой цикл измерений научными приборами MUPUS, ROMAP, SESAME, Ptolemy и COSAC и довыполнить часть посадочной программы. Увы, несмотря на многократные отправки команд зонду посредством радиокомплекса ESS, после 9 июля сигналов от Philae не поступало.

ЗАВЕРШЕНИЕ МИССИИ
    Интересно отметить, что 12 июля камера OSIRIS провела съемку в направлении Плутона, куда как раз подлетал американский New Horizons, и карликовую внешнюю планету удалось рассмотреть на собранной из десяти отдельных кадров фотографии, невзирая на мощный «фон» кометной пыли.
ЗАВЕРШЕНИЕ МИССИИ

25 июля в соответствии с предварительной договоренностью научных групп орбитальный аппарат увели работать по собственной программе - отслеживать поведение ядра кометы и ее газопылевой и плазменной среды. Ученых особенно интересовали южные «широты» ядра, потому что до последнего времени они не были освещены Солнцем, а в мае 2015 г. там началось короткое 10-месячное «лето». Надо сказать, что на юге оказалось меньше гладких областей и больших депрессий и в целом меньше разнообразия, так что там удалось выделить лишь семь геоморфологических провинций против 19 в северной части.
    А тем временем комета вела себя все более буйно. 29 июля с расстояния 186 км в узкоугольном канале OSIRIS был заснят короткий, но мощный и очень яркий джет из области Анукет на «шее» кометы - в 13:06 его еще не было, в 13:24 струя уже била в небо, а в 13:42 едва угадывались последние ее следы. Выброс оказался достаточно силен для того, чтобы на короткое время «отогнать» от ядра солнечный ветер с его характерным магнитным полем - образовалась так называемая диамагнитная полость, впервые замеченная в марте 1986 г. станцией Giotto вблизи ядра кометы Галлея*. После выброса спектрометр ROSINA зафиксировал рост концентрации СO2 вдвое, СН4 - вчетверо, a H2S - в 7 раз. Резко увеличилось число ударов пылевых частиц, регистрируемых аппаратурой GIADA, а также их скорость. Если в начале июля отмечалось от одной до трех частиц в час, то через 14 часов после выброса их частота достигла 30, а 1 августа всего за четыре часа было отмечено 70 попаданий; одновременно средняя скорость частиц поднялась с 8 до 20 м/с.

* Всего за период с июня 2015 г. до февраля 2016 г. попадание в такие подобные полости с нулевой напряженностью магнитного поля фиксировалось около 700 раз, причем максимальная длительность события составила 40 минут.

30 июля OSIRIS, будучи в 185 км от ядра, зафиксировал летящий с его стороны яркий фрагмент, размер которого - в зависимости от расстояния - мог быть от 1 до 50 м. Опасный «снаряд» прошел мимо, но 1 августа операторы на всякий случай отвели «Розетту» до 250-300 км.
    Мощные выбросы наблюдались также 12 августа в 17:35 UTC, за сутки до перигелия, и 22 августа, а всего с июля по сентябрь их было зарегистрировано 34. Типичный выброс содержал от 60 до 260 т кометного материала. Измерения с помощью ИК-спектрометра MIRO показали, что ядро извергает ежесекундно до 300 кг воды - на три порядка больше, чем вдали от Солнца за год до этого, - а также порядка 1000 кг пыли. Неудивительно, если учесть, что температура поверхности с первоначальных -70°С к марту-апрелю 2015 г. поднялась до нескольких градусов ниже нуля, а в августе и сентябре была уже на несколько десятков градусов выше этой точки. Земные наблюдатели отметили, что хвост кометы 67Р вытянулся более чем на 120000 км. (Кстати сказать, в начале июня 2015 г. стали фиксироваться эрозия поверхности и быстрые изменения рельефа на гладких участках ядра, таких как область Имхотеп. Границы затронутого участка могли сдвигаться на десятки сантиметров в час.)
    Перед самым перигелием Rosetta вновь переместилась в северную область и работала на высоте 325-340 км над полуденным терминатором, затем - с середины августа до начала сентября - над южным полушарием на высоте 400 км и более, а после этого - опять над северной частью ядра на высоте 320-330 км. Для фиксации выбросов такая перспектива была вполне благоприятной, а вот для связи - нет, хотя аппарат и продолжал слушать сигналы зонда. Ученым из группы Philae жаловаться не приходилось: работа зонда после перигелия не планировалась, и время «Розетты» было расписано соответственно.
    23 сентября в 01:40 UTC Rosetta выдала своими двигателями импульс в 2.34 м/с и начала удаляться приблизительно в направлении Солнца, а точнее - по фазовому углу 50° относительно ядра. Цель маневра состояла в том, чтобы попытаться найти ударную волну на границе между невозмущенным солнечным ветром и магнитосферой самой кометы. Эта «экскурсия» изначально была заложена в план на время после перигелия, когда активность ядра снизится и ударная волна окажется поближе к нему. 30 сентября аппарат достиг заданной дальности 1500 км над «утренней» частью ядра на б0° ю.ш., а 10 октября вернулся к 450-километровому рубежу. Информация об обнаружении ударной волны опубликована не была.
    С 25 октября последовало медленное осторожное снижение к затихающему после периода наивысшей активности ядру. В конце октября Rosetta приблизилась к нему до 300 км, а в начале ноября спустилась до 250 км. 12 ноября аппарат достиг высоты 170 км, 17 ноября - 140 км, начиная с 7 декабря перемещался на расстоянии от 90 до 110 км от ядра, а западное Рождество встретил на отметке 75 км.
    21-22 декабря отмечалось срабатывание приемника системы ESS на «Розетте», настроенного на прием сигналов от Philae. Неофициальные источники сообщили о приеме серии из 51 «пустого» пакета данных, источником которых мог быть только зонд на ядре. Однако, как объявила 8 января пресс-служба DLR - аэрокосмического агентства Германии, отвечавшего за создание Philae, - анализ показал, что это не была передача с зонда, тем более что Philae не должен был выходить на связь, не получив сначала пакета данных от «Розетты».
    10 января 2016 г. была предпринята последняя попытка добиться ответа от зонда - Rosetta отправила Philae команду запустить маховик-стабилизатор. Ее исполнение могло повлечь изменение позы зонда или по крайней мере встряску солнечных батарей. Камера OSIRIS тщетно пыталась увидеть облачко пыли в предполагаемом районе посадки - Philae не отреагировал на команду.
    К середине января 2016 г., согласно расчетам, температура внутри корпуса зонда упала до -51°С - предельного уровня, до которого он мог сохранять работоспособность. «Шансы на то, что Philae выйдет на связь с нашей командой... приближаются к нулю, - признал 12 февраля менеджер проекта Стефан Уламек. - Мы больше не посылаем команд, и будет очень удивительно, если мы вновь примем сигнал». Приемник ESS на «Розетте» на всякий случай оставался включенным вплоть до 27 июля, но так ничего и не услышал.
    Большую часть января Rosetta работала на расстоянии от 85 до 70 км от ядра, а затем стала снижаться как по ступенькам: 30 января - 62 км, 7 февраля - 48 км, 18 февраля -36 км. Ядро перестало умещаться в поле зрения навигационной камеры, а разрешение узкоугольных снимков достигло 0.6 м.
    19 февраля в 09:40 UTC аппарат неожиданно заснял с расстояния 35 км выброс из области Атум на большом полуядре, связанный, вероятно, со сходом оползня и обнажением свежего льда. По счастливой случайности в этот момент были активны сразу девять инструментов «Розетты», что позволило детально изучить событие. Яркость свечения в ультрафиолете, по данным ALICE, подскочила в шесть раз, плотность газа и плазмы вокруг КА увеличилась в 1.5-2.5 раза, температура газа по измерениям MIRO выросла на 30°, a GIADA насчитала почти 200 ударов всего за три часа.
    25 февраля станция вышла на круговую орбиту на высоте примерно 30 км и стала снижаться по спирали, достигнув к 19 марта отметки 12 км.
    23 марта Rosetta начала «экскурсию» в направлении хвоста кометы для исследования газопылевой и плазменной обстановки. 24 марта она удалилась на 200 км, 27 марта была в 330 км от ядра, а 30 марта достигла максимального удаления приблизительно на 1000 км. К 5 апреля аппарат вновь спустился до 200 км, а в ночь с 9 на 10 апреля прошел на высоте 30 км над освещенной стороной.
    С 23 апреля станция обращалась вокруг ядра на все более близких гравитационно-обусловленных орбитах. С 29 апреля по 3 мая Rosetta находилась в 18-19 км от его центра, с 5 по 17 мая - на расстоянии от 9.5 до 10.0 км, а снимок за 19 мая пришлось подписать двойной шкалой: 7.6 км от центра ядра и 5.6 км от поверхности. Так близко станция не подходила к ядру еще никогда! Результат был немного предсказуем: вечером в субботу 28 мая на расстоянии в 5 км от поверхности звездные датчики сбила с толку кометная пыль, и Rosetta почти на 24 часа ушла в защитный режим, из которого, к счастью, была выведена вовремя и без потерь.
    «Это был исключительно драматический уикенд, - сообщил 30 мая руководитель полета Сильвэн Лодио (Sylvain Lodiot). - Потеряв контакт, мы посылали команды «вслепую», и они благополучно решили проблему с зависшими датчиками и вернули КА в режим с трехосной стабилизацией, и теперь мы снова имеем с ним контакт. Однако мы все еще пытаемся уточнить точное положение КА на орбите вокруг кометы - мы лишь сегодня утром получили первые после субботы снимки для навигации».
    Как и планировалось до сбоя, 1 и 4 июня аппарат провел коррекции с целью подъема до безопасной высоты около 27 км, а научная аппаратура была включена вновь. С 15 по 21 июня Rosetta фотографировала дневную сторону ядра. К 25 июня станция вновь снизилась до 17 км, а с 16 июля по 9 августа ходила на высоте около 9 км, производя детальную съемку его поверхности после перигелия и изучая кому на низких широтах.

Предварительные итоги

Миссия Rosetta вошла в учебники по истории еще раз, - сказал после завершения функционирования аппарата генеральный директор ЕКА Йоханн-Дитрих Вёрнер (Johann-Dietrich Worner). - Сегодня мы отмечаем успех, который превзошел все наши мечты и ожидания и который продолжает цепочку событий, выводящих ЕКА в число первых в исследовании комет».
    «Данные этой станции будут обеспечивать научную работу поколений ученых на протяжении еще многих десятилетий», - добавил Марк МакКафрен (Mark McCaughrean), старший советник по науке ЕКА.
    «Мы действовали в суровых условиях в течение 786 суток, сделали ряд драматических пролетов вблизи поверхности, пережили несколько неожиданных выбросов кометного вещества и смогли извлечь оба космических аппарата из «безопасных» режимов, - отметил Сильвэн Лодио. - Операции в этой заключительной фазе бросали нам больший вызов, чем когда-либо прежде, но это был подходящий конец невероятных приключений «Розетты», которая теперь последует за своим посадочным аппаратом».

В конце апреля 2015 г. узкоугольнная камера OSIRIS обнаружила две необычайно большие области обнажений водяного льда на поверхности кометы 67P/Чурюмова-Герасименко, между двумя южными регионами Анхур и Бес. На коллаже показан внешний вид этих ярких областей (A и B), которые наблюдались в течение 10 дней, прежде чем они полностью испарились. Каждая область примерно размером 30*40 метров. В этих областях водяной лед составлял примерно 20-30% от общей массы.
ВОДЯНОЙ ЛЕД НА КОМЕТЕ

Многие удивительные открытия уже были сделаны в ходе миссии и будут сделаны при обработке ее данных. Научные результаты АМС Rosetta требуют отдельного большого обзора. Пока установлено, что кометы - действительно древние объекты, которые рождались в очень холодной области протопланетного облака в ту эпоху, когда Солнечная система находилась еще в стадии формирования, и не являются фрагментами столкновений между более крупными телами в более поздний период. Второе важнейшее утверждение: воды в кометных ядрах мало, а ее изотопный состав отличается от земного, так что вряд ли кометы были основным источником воды наших океанов. Вопрос о том, могли ли с их помощью быть занесены на Землю вещества, необходимые для зарождения жизни, остается открытым, но Rosetta нашла на ядре 67Р многочисленные органические соединения, вплоть до аминокислоты глицина, который встречается в белках земных обитателей, а также фосфор, ключевой компонент ДНК и клеточных мембран.
    «Подобно тому, как Розеттский камень, в честь которого была названа миссия, сыграл решающую роль в понимании древнего языка и истории, данные космического аппарата Rosetta меняют наш взгляд на процессы образования комет и Солнечной системы, - говорит научный руководитель проекта Мэтт Тейлор (Matt Taylor). - Комета еще не отказалась от всех своих секретов, и наверняка будет много сюрпризов, скрытых в этом невероятном архиве. Так что не уходите никуда - мы только начинаем».
    Однако завершить повествование на столь радостной ноте все же не получится.

ЗАВЕРШЕНИЕ МИССИИ

15 октября на 80-м году жизни скончался всемирно известный советский ученый, исследователь и открыватель комет, член-корреспондент Национальной академии наук Украины, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, доктор физико-математических наук Клим Иванович Чурюмов. Тот самый, который 23 октября 1969 г. вместе с аспиранткой Светланой Герасименко, наблюдая в Алма-Атинской обсерватории за кометой 32Р Комас-Сола, сделал фотоснимок, возле края которого был обнаружен еще один объект. Первоначально принятый за отколовшийся осколок изучаемой кометы, впоследствии он оказался самостоятельным небесным телом, новым и неведомым, и получил позже имя своих открывателей - «комета 67Р Чурюмова-Герасименко».

Линия жизни космического аппарата Rosetta
ЗАВЕРШЕНИЕ МИССИИ

Еще 30 сентября на специальном вечере в Московском планетарии он комментировал посадку «Розетты» на комету. 14 октября Клим Иванович выехал из Киева в Харьков на конференцию молодых ученых. Ему стало плохо в поезде. Скорая помощь определила инсульт и доставила Клима Ивановича в больницу в Харькове, но спасти ученого не удалось: отказало сердце. Похоронили К.И.Чурюмова в Киеве на Байковом кладбище.
Автор: И. СОБОЛЕВ и И. ЛИСОВ, "НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ"