Астероиды - космические лилипуты
Исследование Солнечной Системы - Астероиды и Кометы
Кометы
Rosetta
Страница: Аппратат "Rosetta", Старт миссии (Part #1, Part #2), Встреча с Землей, В гостях у Марса, Встреча с Землей, Астероид Штейнс, 21 Lutetia (Part #1, Part #2), 67P/Чурюмова - Герасименко (Part #1, Part #2), Место посадки Rosetta, Посадка Philae (Part #1, Part #2.1, Part #2.2, Part #3, Part #4), Результаты (Part #1, Part #2), Завершение миссии;

Космические исследователи комет

Космический аппарат "Rosetta"

Rosetta - кометная миссия Европейского Космического Агенства. Космический аппарат запущен в марте 2004 года, ракетой-носителем Ариан-5. После длительного полета аппарат встретиться с кометой Churyumov-Gerasimenko и выйдет на орбиту вокруг нее. На поверхность кометы опуститься посадочный модуль, который проведет научные исследования. В течении круизной фазы, КА выполнит гравитационные маневры, один раз около Марса и два раза около Земли. Rosetta, также выполнит исследования во время пролета астероида (планируются Lutetia 21).

Основные даты: запуск 2 марта 2004; гравитационный маневр около Марса; первый гравитационный маневр у Земли; второй гравитационный маневр у Земли;пролет астероида Lutetia (10.07.2010); встреча с кометой май 2014.
    В течении 17 месячной работы в непосредственной близости от ядра кометы, Rosetta будет исследовать поверхность с расстояния 10 - 50 километров, с помощью инструментов дистанционного зондирования. Так как космический корабль движется вокруг кометного ядра с очень маленькой, "прогулочной" скоростью, то другие бортовые инструменты будут анализировать пыль и испарения, которые исходят от кометы со все возрастающей интенсивность, так как солнечные лучи нагревают ее.
    Rosetta сбросит посадочный модуль на поверхность кометы, для близкого изучения ее физических параметров и химического состава. Похожий на ящик с тремя ногами, посадочный аппарат сможет самостоятельно закрепиться на одном месте и забуриться в поверхность. Он также перепрыгивая сможет посетить другие части ядра кометы. Сочетание солнечных батарей и аккумуляторов позволит работать ему несколько месяцев.
    Как розетский камень дал ключ для понимания значения египетских иероглифов, так и аппарату Rosetta суждено расшифровать значение комет и их роль в прошлом и настоящем солнечной системы. Вот только несколько загадок.
     Сколько весят кометы? Предположения о плотности кометного вещества очень различаются, и только орбитальный аппарат может точно измерить объем и массу кометы.

Космический аппарат
Первая экспедиция на орбиту кометы, которая к тому же совершит посадку на ее поверхность. Она впервые будет наблюдать за изменениями, происходящими в комете во время наращивания ею комы и хвоста при приближении к Солнцу.
Кометы Темпеля-1 и Churyumov-Gerasimenko
В июле 2005 года к комете вплотную приблизился аппарат Deep Impact. От него отделился тяжелый медный снаряд и приблизительно через сутки на огромной скорости врезался в комету.
Комета Темпель-1

Являются ли кометы грязным снежным комом или ледяным грязевым комом? Или другими словами, состоят ли они изо льда, содержащего минеральную и органическую пыль, или это скопления пыли покрытые льдом?
     Почему ядра комет такие темные? Giotto установил, что ядро кометы Галлея похоже на черно-коричневый вельвет, поглощает 96% падающего света. Этот цвет вызван пылью на поверхности или внутренность ядра такая же темная?
     Почему небольшие регионы поверхности проявляют высокую активность, а остальная поверхность спокойна? Множество струй пыли, которые видели у комет Галлея и Hale-Bopp, говорят о том, что существуют горячие точки, отличающиеся физически и химически от сотальной поверхности кометы.
     Является ли комета цельным куском или состоит из слабо связанных блоков, на что указывают снимки с КА Giotto? Это связано с вопросом о том как кометы образовывались и почему они разваливаются на маленькие фрагменты, как случилось с кометой Shoemaker-Levy 9 при падении на Юпитер в 1994 году.
     Умирая кометы испаряются и исчезают или они просто исчерпывают запасы льда, который вызывает излучение газа и пыли на активных кометах? Если последний вариант верен, то мертвые кометы продолжают существовать, как темные, неактивные массы, и могут угрожать столкновением с Землей.
     Каков точный состав комет? Многие составляющие уже известны. Детали полученные с помощью КА Rosseta позволят связать (1) как кометы формировались из состава подобного межзвездной пыли, и (2) как они участвовали в строительстве планет, включая Землю, и вклад в их атмосферу.
     Является ли темный, углеродо-содержащий материал на кометах смесью разных химикалий, которые неорганические процессы могут произвести из углерода, азота, кислорода и водорода, или это отдельное вещество? Это позволит оценить роль комет в зарождении жизни на Земле.
    Для того чтобы набрать скорость необходимую для встречи с кометой, Rosetta должна использовать энергию планет во время пролета Марса и двух пролетов Земли. Когда Rosetta будет далеко от Земли или за Солнцем, связь будет затруднена. Поэтому аппарат будет иметь высокую степень автоматического самоконтроля. Он также сможет находиться в "спячке" более двух лет без внимания с Земли.
    Rosetta будет работать на солнечной энергии, даже находясь в 5 раз дальше от Солнца чем Земля. Для нее разрабатывались специальные солнечные элементы. Условия во время дальней фазы полета Rosetta будут холодные, но температура внутри корабля будет поддерживаться в пределах нормы за счет темной окраски, многослойной изоляции и электрических нагревателей. Несмотря на свою оригинальность и сложность, Rosetta будет просто летающим ящиком с солнечными батареями, как крыльями, больше похожая на телекоммуникационный спутник.
    Для управелния КА Rosetta и приема сигналов, ЕКА будет использовать новую 32 метровую антенну в Австралии и 15 метровую антенну в Испании. Управление аппаратом, особенно во время полета рядом с кометой, будет новым испытанием для управленцев в Европейском космическом операционном центре в Дармштаде, Германия.
    Сила тяжести у кометы слабая, и маневры аппарата около нее будут похожи на балет в замедленном кино. На 10 километровой дистанции космический аппарат будет двигаться со скоростью 1-2 км/ч относително кометы, совершая оборот вокруг ядра примерно за неделю. Временами, Rosetta будет опускаться еще ближе к поверхности кометы, для поиска места для посадки и сброса посадочного модуля. Двигатели космического аппарата будут регулировать орбиту. Для уменьшения количества маневров и соответственно экономии топлива и предотвращения загрезнения кометной среды, компьютерное моделирование будет помагать навигаторам КА, предсказывая результаты любого маневра на неделю вперед.
    В настоящее время КА встречались с кометами, только с предсказанными и достаточно малыми орбитами вокруг Солнца. Все кометы такого типа "старые", в том смысле, что они посещали солнечные окрестности много раз. Среди несколких кандидатов с небольшим периодом, была выбрана комета Wirtanen, потому что она обеспечивает небольшой временной промежуток между стартом КА и выполнением задачи. Комета была открыта Карлом Виртаненом в 1948 году. Встречи с Юпитером в 1972 и 1984 годах уменьшили размер орбиты кометы и ее период обращения с 6,65 до 5,5 лет.
    Несмотря на множество наблюдений нет точных знаний о размерах кометы, ее массе и форме. Неопределенность отражается на компьютерных моделлированиях маневров около кометы. Оценки охватывают большой диапазон возможностей, от легкой кометы до массивной, от маленькой кометы диаметром 1 км до боьшой, шириной 20 км. Наилучшая оценка - 1,5 км.

Инструменты орбитального космического аппарата "Rosetta" (NASA, ESA)

ALICE
Ультрафиолетовый спектрометр
Алан Стерн, Юго-западный Научно-исследовательский институт
CONSERT
Радиоволновой инструмент для исследования ядра кометы
Wlodek Kofman, Planetology Лаборатория, Гренобль, Франция
Тепловой спектрометр
Angioletta Coradini, Институт Космической Астрофизики, Рим, Италии
RPC
Таблица № 2

Инструменты орбитального космического аппарата "Rosetta" (NASA, ESA)

ICA
Ионный анализатор
Rickard Lundin, Шведский Институт Космической Физики, Кируны, Швеция
LAP
Исследования
Рольф Бостром, Шведский Институт Космической Физики, Упсалы, Швеция
IES
Ионный датчик
Джеймс Берч, Юго-западный Научно-исследовательский институт, Сан-Антонио, Штат Техас
MAG
Магнетометр
Karl-Heinz Glassmeier, Технический Университет Брауншвейга, Германия
MIP
Пробы
Джеан Габриэль Тротигнон, Физика Окружающей среды и Лаборатория Химии, Франция
PIU
Анализатор плазмы
Кристофер Карр, королевский научный Колледж, Технологии и Медицины, Лондон, Великобритания

Космический аппарат "Rosetta" - встреча с кометой 67P/Churyumov-Gerasimenko.

Космический аппарат "Rosetta" - межпланетный космический корабль главной целью которого является встреча с кометой 67P/Churyumov-Gerasimenko. Для исследования ядра кометы, газа и частиц, которые были изгнаны из ядра, поскольку комета приближается к Солнцу. Аппарат оборудован 10 инструментами на орбитальном аппарате и посадочном модуле. Орбитальный аппарат оборудован инстументами типа камер, радиоизмерительных приборов, анализаторами плазмы.